Логотип института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистикиИнститут удмуртской филологии,
финно-угроведения и журналистики

Слабовидящим

Герман Ходырев

(1932–1995)

Герман Ходырев

Герман Алексеевич Ходырев вордиськиз Алнаш черкогуртын (23-ти коньывуонэ, 1932). Атаез, зуч, Можга педучилищеын дышетскемын. Анаез Анастасия Васильевна Батуева, 1920-ти арысь культурной улонэ пыриськем. Алнашысь самодеятельной театре ветлэм, отын со М. Тимашевлэн «Насьток» пьесаезъя спектакльын туж усто шудэм. Война кутскыку, ходыревъёслэн семьязы Писэйгуртын улэ вал. Атайзэ войнае келязы (ревматизмен ке но висе вал), «ми сузэреным атайтэк кылим», шуэ вуоно кылбурчи. Герман пичиысен ик географ луыны малпа. Можга педучилищее но сычегес мылкыдын вуэ (татын 1948–1952-ти аръёсы дышетске). Но портэм тунсыкъяськонъёс герзало сое «Ленинец» ёрос газетэн. Литературной кружоке ветлэ, кудизлэн старостаез Михаил Покчи-Петров вал. 1949-ти арын 9-ти апреле нырысети кылбурез печатлаське.

Можга педучилище бере журналистика удысын ужа («Удмуртиысь комсомолец» газетын, кылысь кылэ берыктись), 1955–1960-ти аръёсы УГПИ-ын историяя но филологияя факультетын дышетске. 1955-ти аре Михаил Петров егит журналистэз ас дораз оте но авторез нылпиослы гожъян удысэ жот-жот пыриськыны чектэ, мечак шуэ: тынад быгатонлыкед – нылпи литература. «Михаил Петровлэн мыным «нылпи кылбуред сюжетной мед луоз» шуэмез сюлмам мур пычаз. Сыче мылкыдын но малпанэн поти бадзым но выль сюрес вылэ» (Вордскем кыл. 1994. № 4). Институтын дышетскон дыръяз кык нылпи книгаосыз потизы – «Милям азбармы» (1957) но «Кызьы мон буди» (1959). Критикъёс, умой палъёссэ пусъё ке но, тематикаез сюбег шуыса пыкылизы: нылпиосмес, пе, бадзым улонэ. инкуазе поттоно ни. Нылпи изданиосы жот-жот интыяськытозяз («Дась лу!» но «Кизили»), Г. Ходырев олокытын но ужаз – «Советской Удмуртия», «Комсомолец Удмуртии» газетъёсын, «Молот» журналын, Алнаш школаын но роноын. Но валтись удысэзлэсь – нылпиослы кылбуръёс гожъянлэсь – ноку палэнэ оз кошкылы, та дыре солэн вить книгаез потэ (кыкез – зуч кылын). 1963-ти аре сое СССР-ысь писательёслэн огазеяськоназы куто, дэмланъёссэс сётизы Г. Красильников, Н. Байтеряков но А. Клабуков.

1968-ти арысен Г. Ходырев – нылпиослы потись «Дась лу!» газетын, отын 18 но жыны ар ужаз, собере – улонысь кошкытозяз – «Кизили» журналын. Г. Ходыревлэн кылдытэм образъёсыз нылпи литературае мур пычазы. Л. Кутянова гожтэ: «Кузьгубей-а со, Тэшкыли-а, Челябей-а, Покчи Дэменчи-а – та геройлы синмаськиськод, выросъёсыныз, вераськон манереныз со быдэсак син азе пуксе». «Тэшкыли но Кузьгубей» (1976–79) выжыкыл-поэмаын инкуазез утён тема жутэмын. Кузь, жужыт мугоро Кузьгубей шуэ: «Жокасько, пе, нюлэскын, шокаме потэ эркын», озьы со аслыз выль улон инты лэсьтэ, котырысьтыз вань будосъёсты кора; таин сэрен солы трос курадзонъёсын пумиськоно луэ, угось инкуазь солы «пунэмзэ берыктэ». Кузьгубейлы юрттэ покчи мугоръем Тэшкыли – визь-кенешен но, ужаса но. Яке мукетыз образ:

     Мугорын но висъянтэм,
     Восьтэтгес. пичи.
     Ваньзэ йондыре, лэсьтэ
     Пичи дэменчи.
     Котьку лачак эшъёсын,
     Чупырес, шаплы.
     Жадён овол со возын,
     Быромем ужлы...

               («Покчи дэменчи»)

Озьы, акылляськытэк, мултэс индылытэк, шудон-серекъян пыр, возысьтыд адямиослэн мылкыдъёссы пыр визьмась кылзэ вераса, Герман Алексеевич вань улытозяз тыршиз туж кулэ уж быдэсъянын – зеч муртъёсты будэтонын.

Г. Ходырев проза удысын но тыршиз, кытын азьпал радэ потэ публицистика, озьы ке но, текстъёс арлыдо нылпиос понна гожтэмын. Улытозяз печатласькиз ньыль проза книгаез: документальной мадёсъёс «Орзи» (В.В. Голубевен чош, 1969) но «Солдат Спиридон Стрелков (1976), пиналъёслы веросъёсын «Кытчы лобо пилемъёс» (1980), тодэ ваёнъёсын «Зеч визь-кенеш котьку дуно» (1989). Кылсярысь, «Орзи» мадёс сиземын П.А. Бабкин лётчиклы, кудиз Гастелло сямен ик подвиг лэсьтиз.

Г. Ходыревлэн документальной гожтосъёсыз сярысь шунытэн тодаз вае туала поэт Алексей Ельцов. Армиын дыръязы соослэн частязы Ходыревлэн книгаосыз вуиллям, со книгаос, пе, киысь кие ветлизы, офицеръёс но, солдатъёс но соосты тунсыкъяськыса лыдзиллям. «Кызьы меда лыктиды...» книгаын (1998, кулэмез бере потиз) Г. Ходыревлэн геройёсыз – Удмуртиысь дано адямиос, кудъёсыз шаермэс югдытон понна лулчеберет но литература удысын туж трос лэсьтизы – Кузебай Герд, Ашальчи Оки, Иосиф Наговицын, Кедра Митрей, Г. Красильников но мук.

«Дась лу!» газетын Г. Ходырев дас тямыс но жыны ар ужаз, собере выжиз нылпиос понна потись «Кизили» журналэ, кудиз 1990-ти арысен выльысь улзиз. 1995-ти аре, секыт югдуре шедьыса, улонысь кошкиз. Совето критика тужгес но выли дунъяз солэсь «Зор, зор, зорые!» (1975) но «Скачи, мой конь!» (1981) книгаоссэ, кудъёсыз понна 1982-ти аре Г. Ходыревлы Удмуртиысь Комсомоллэн коньдонкузьымез сётэмын.

(Елена Яковлева, Татьяна Зайцева)

German Chodyrev

(1932 – 1995)

German Alekseevitch Chodyrev, the national udmurt writer, was born on the 23rd of October in 1932 in a teacher's family in the village of Alnashy. The family lived near the local school. Since his very childhood the boy was surrounded by books, maps, gramophone records, musical instruments such as the balalaika, the guitar. As a child German used to dream of becoming a traveler. He was absorbed into a famous Russian writer Vitaliy Bianka's works, the boy read stories about outstanding travelers like SemionovTianshanskiy, Mickluho-Maklay, Przhevalskiy. German's father, AlekseyChodyrev, was Russian. He graduated from teacher training school in Mozhga town and later entered the faculty of natural sciences and geography in the teacher training college in Izhevsk. German`s mother, Anastasia Butueva, was Udmurt. That was she who collected a lot of books written by udmurt authors that were forbidden at that time. They were by Kuzebay Gerd, Kedra Mitrey, Michail Konovalov, Grigoriy Medvedev. She strongly believed in God and as she had a beautiful voice was a member of the church choir. She cultivated love for music in her son. Thus he was good at playing the balalaika. There were many Udmurt and Russian songs in his repertory. His daughter, Marina, has also made music career. She graduated from the conservatory in Kazan and now is one of the best musicologists in Udmurtia.

Leaving school in 1948 German Chodyrev entered the teacher training college in Mozhga. Michail Pokchi-Petrov was his fellow-student. On the9th of April in 1949 he wrote his first poem «Дурись» («The Smith»). During the training years he went deep both in his national literature, Russian and the world-wide one either. Re-reading greats stimulated his own poetic voice, developed his own manner of writing.

In 1952 he graduated from the college and tried to enter Moscow State University but failed in English. Then he worked as a journalist and a translator in various newspapers. Udmurt classical author Michail Petrov wished him to take up writing poems for children and pay more attention to developing plotlines. He got higher education at the faculty of philology in the Udmurt teacher training college in Izhevsk. During that time two books for children written by German Chodyrev were published: «Милям азбарамы» («Our homestead» 1957) and «Кызьы мон буди» («The way I grew up» 1959).Jestingly and convincingly the author could depict child’s world. In 1963 the poet was admitted to the Union of writers of the USSR. He used to work at various newspapers and journals. Later he devoted his life to periodicals for juniors of Udmurtia.

In his poem-tale «Тэшкыли но Кузьгубей» (1976–79) the author raises an ecological issue. The character Kuz Gubey does not appreciate nature and cut down trees surrounding him. Consequently, he cannot provide sustenance for himself. Another character, Teshkyli, is the messanger of national wisdom and helps Kuz Gubey.

German Chodyrev also showed himself as a worthy a prose writer. He worked in documentary and journalistic genres devoted to youngsters. He wrote a documentary narrative «Орзи» («An eagle»1969) about P.A. Babkin who replicated heroic feat of Gastello. In 1976 a story about S.M. Strelkov, the hero of Soviet Union, appeared. And later there was a book with short novels named «Кытчы лобо пилемъёс» («Where clouds fly» 1980).

The book «Кызьы меда лыктиды...» («How have you arrived?» 1998) performs famous people of Udmurtia as the characters who did their best for udmurt culture, art, literature.

German Chodyrev worked 18 years at the newspaper «Дась лу!» but the last years of his life were devoted to the journal «Кизили». German Chodyrev tragically passed away in 1995. Soviet critics marked his books «Зор, зор, зорые!»(«Rain, rain, my rain»)(1975) and «Скачи, мой конь!» (1981)(«Race my horse!»). He was awarded by the Young Commuinist League of Udmurtia.

Герман Ходырев

(1932 – 1995)

Герман Алексеевич Ходырев, народный писатель Удмуртии, родился в семье учителя 23 октября 1932 г. в селе Алнаши. Семья жила при школе, мальчика постоянно окружали книги, пластинки, музыкальные интструменты (балалайка, гитара), наглядные учебные пособия, географические карты. В детстве Герман Ходырев мечтал стать путешественником, погружался в мир русских произведений В. Бианки, читал сочинения о знаменитых путешественниках Семёнове-Тяншанском, Миклухо-Маклае, Пржевальском. Отец Ходырева, Алексей Александрович, русский по национальности, закончил Можгинский педтехникум и естественно-географический факультета Ижевского пединститута; он во многом предопределил судьбу сына. Стараниями матери, Анастасии Васильевны Батуевой, удмуртки, в доме были собраны книги запрещённых классиков удмуртской литературы: Кузебая Герда, Кедра Митрея, М. Коновалова, Г. Медведева. Она была человеком верующим, ходила в Алнашскую церковь, имела хороший голос и пела в церковном хоре. «Любовь к песне мне привила мама, – говорил Герман Ходырев. – Она знала многих удмуртских писателей и просветителей... была знакома с Михаилом Тимашевым, играла в его спектакле «Насьток» главную роль». Сам Г. Ходырев виртуозно играл на балалайке, его репертуар был обширен (как удмуртские, так и русские песни). Интерес поэта к музыке оказал влияние на выбор профессии его дочери Марины, которая окончила Казанскую консерваторию, стала учёным-музыковедом, обладает хорошими вокальными способностями.

Г.А. Ходырев был женат на Ирине Михайловне Юртовой, родной сестре супруги Семена Самсонова.

В 1948 году после окончания Старо-Утчанской семилетней школы Герман Ходырев поступил в Можгинское педучилище, он учился на одном курсе с М. Покчи-Петровым. Первое напечатанное стихотворение – «Дурись» («Кузнец», 9 апр. 1949 г.). Учёба в педучилище приобщила Ходырева не только к национальной, но и русской и мировой литературе. Он перечитывает книги советских классиков С. Михалкова, А. Барто, Б. Полевого, А. Толстого, Л. Кассиля, Д. Фурманова, Н. Дубова и др., что способствует формированию собственного поэтического голоса.

В 1952 году после окончания педучилища Г. Ходырев пытался поступить в МГУ на факультет журналистики, но «срезался» на английском языке. Работал журналистом-переводчиком в различных газетах. Для будущего Г.Ходырева (по его словам) стало важным то, что удмуртский классик М. Петров напутствовал его всерьез заняться детской литературой, при этом особое внимание обратить на сюжетные стихи. Высшее образование Г. Ходырев получил на филологическом факультете Удмуртского педагогического института (г. Ижевск). В годы учёбы в вузе у Германа Ходырева вышли в свет две детские книги «Милям азбарамы» («Наш двор», 1957) и «Кызьы мон буди» («Как я вырос», 1959), в которых с юмором и образно изображен мир ребенка: «Пыдаз бадзым колоша / Кутчам милям Олёша») и др.

В 1963 году принят в ряды Союза писателей СССР. До появления в Удмуртии детских республиканских изданий (газета «Дась лу!» с 1968, журнал «Кизили» с 1990 года) работал в различных газетах и журнале «Молот», затем всего себя посвятил республиканским детским изданиям.

В поэме-сказке для детей «Тэшкыли но Кузьгубей» (1976–79) Ходырев разрабатывает экологическую тематику. Герой Кузьгубей не желает жить в гармонии с природой и вырубает вокруг себя все деревья: «Жокасько, пе, нюлэскын, шокаме потэ эркын» («Душно, мол, ему в лесу, На свободе жить хочу»). Действия Кузьгубея обернулись для него катастрофой, он не может даже прокормить себя. И советом, и делом помогает ему другой герой – Тэшкыли (тип мальчика с пальчика), носитель народной мудрости.

Г. Ходырев писал и прозу, работал в документальных и публицистических жанрах, адресованных подростково-юношескому возрасту. В соавторстве с В. Голубевым он выпустил документальную повесть «Орзи» («Орел», 1969), посвящённую П. А. Бабкину, повторившему известный подвиг Гастелло. В 1976 году издал документальную повесть о Герое Советского Союза С. М. Стрелкове, позже – познавательную книжку рассказов-воспоминаний для детей младших классов «Кытчы лобо пилемъёс» («Куда плывут облака», 1980). О влиянии документальных книг на читателя, и, прежде всего, удмуртских военнослужащих, тепло вспоминает современный поэт А. Ельцов; к примеру, отправленная писателем в армию книга Г. Ходырева «ходила по рукам» солдат и офицеров. В книге «Кызьы меда лыктиды...» (Как вы добрались… 1998) герои Ходырева – знаменитые люди Удмуртии, много сделавшие для просвещения родного края, его культуры, литературы, искусства, – это Кузебай Герд, Ашальчи Оки, Иосиф Наговицын, Кедра Митрей Г. Красильников и др.

Поработав более восемнадцати лет в газете «Дась лу!», последние годы своей жизни он посвятил детскому журналу «Кизили», который вновь начал издаваться с 1990 года. Г. Ходырев ушел из жизни в 1995 году при трагических обстоятельствах. Советская критика особо выделила его книги «Зор, зор, зорые!» (1975) и «Скачи, мой конь!» (1981), за которые в 1982 году Г. Ходыреву присуждена премия Комсомола Удмуртии.

(Елена Яковлева, Татьяна Зайцева)

Библиография

I

II