Логотип института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистикиИнститут удмуртской филологии,
финно-угроведения и журналистики

Слабовидящим

Кедра Митрей

(1892–1949)

Кедра Митрей

Кедра Митрейлэн зэмос нимыз вал Дмитрий Иванович Корепанов. Со вордиськиз Удмуртилэн уйпалаз Эгра черкогуртын. Солэн атаез Сибыр тракт вылын ямщикын ужаз. Эграысь церковно-приходской школаез, собере Зураысь кык классъем училищеез йылпумъям бере 1907-ти арын К. Митрей Кузонысь (Казаньысь) инородческой семинарие дышетскыны пыре. Татын кутске солэн литературной ужез – со поттылиз ас удмурт веросъёссэ «Сандал» нимо киын гожтэм журналын. Но быдтыны семинариез Кедра Митрейлы оз кылды. Закон Божий предметъя дышетисен ваче пумит вуэмез бере нырысь сое эмъяськонние интыяло, собере семинариысь улляло.

1910–1911: Асулонcюрес повесть. Уж утчаса, егит мурт Ижкаре, Сарапулэ, Кузонэ, Перме, Глазове вуылэ, но нокытын уг быгаты дышетись уж шедьтыны, малы ке шуоно солэн ой вал дипломез. Огдыре ик со удмуртъёс полысь калык кылосбурез (фольклор) бича. 1910–1911 аръёсын Кедра Митрей зуч кылын автобиографической повесть Дитя больного века гожтэ. Повестьын валтись инты басьтэ егит муртлэн аслэсьтыз улон сюрессэ эскеремез, аслаз вамышъёсызлы валэктон утчамез но дунъет сётэмез. Герой вакчияк маде школаын но Зураысь училищеын дышетскем сярысь, тросгес Кузонысь семинариын дышетскемзэ возьматонлы саклык висъяське. Асулонюрессэ вераназ со пыртэ ас гуртэзлэсь но семьяезлэсь историзэ, чебересь инкуазь суредъёсты но туж трос портэм адямиослэсь портретъёссэс. Та кузьмадёсын Кедра Митрей даурлэсь «висёнъёссэ»-шекъёссэ возьматыны малпа вылэм. Нош зэмзэ ке, егит муртлэн тросэз курадзонъёсыз ас бордысьтыз пото. «Солэн малпамезъя, быдэс дунне солы ваче пумит сылэ. Ачиз но котькинлэсь палэнске, ассэ ваньмызлы ваче пумит пуктэ. Герой шуг-секытъёсын огназ нюръяське, сое нокин уг кылы, уг вала кадь, соин ик со бордэ, куректэ, тышкаське, чигиське» (С. Т. Арекеева). Но со дырысь цензура та повестез печатланы оз лэзь, со 1993 арын гинэ печатласькиз.

1915–1928: Батыръёс сярысь «трилогия». 1912-ти арын К. Митрей дышетись луон понна экзамен сётэ, собере вакчи дыр чоже школаын ужа. 1914-ти арын Кедра Митреез эксэй армие басьто но Благовещенске келяло. Армиын дыръяз со семья кылдытиз: ссылкае келям поляклэсь нылзэ Анна Станиславовна Савицкаяез кышно басьтиз. 1915-ти арын Благовещенскын военной службаын луыкуз ик со поттэ «Эш-Тэрек» трагедизэ, кудиз гожтэмын вал зуч кылын. Та трагедиын автор возьматэ XIV даурын удмуртъёслэсь поръёсын кусыпъёссэс но ожмаськемзэс. Трагедилэн валтись героез Эш-Тэрек. Кивалтон понна, дан понна со ас выжыоссэ тушмонлэсь но золгес адзонтэм каре. Эш-Тэрек трос куректон вае удмуртъёслы, соослэсь кужымзэс пушласянь быдтэ. Кин зэмос тушмон, юа кадь автор но калыкез сакгес луыны оте. Нош Эш-Тэрек сьод ужъёссэ каньылэн лэсьтэ, возысьтыз адямиос кышкытлыкез чик уг шодо. Озьы ке но, Эш-Тэрекез «злодей» гинэ шуыны уг луы, со сьодо-тодьыё суредамын. З.А. Богомолова та героез Ф. Ницшелэн «сверхчеловек» валатонэныз но герзаз.

1920-ти арын К. Митреез армиысь лэзизы. Та вакытэ со ас улонзэ дышетон удысэн герза: Зураын, Дэбесын калыкез дышетонъя ёзэтэн кивалтэ. 1923-ти арын со Ижкаре вуэ но «Гудыри» газетын ужаны кутске. 1926-ти арын потэ «Идна батыр» пьесаез. Татын озьы ик возьматиське 14-ти даур, но учыръёс ортчо «Эш-Тэрек» трагедиын возьматэм событиослэсь вазьгес. «Татын автор йоскалык ужпумъёсты уката лэчыт пуктэ: со – удмуртъёслэн куспазы тупамтэзы, калыклэн «вайяськемез». Огъя кариськыса улись, ужась калыкез нокин но уз вормы, шуэ кадь драматург, нош «удмуртэн удмурт ожмаськыса, югыт дунне саптаськоз…» /Удмурт литература 2008: 80/.

1928-ти арын солэн «Юбер батыр» поэмаез потэ. Поэмаын Кедра Митрей вера XV даурын зучьёслэн удмурт музъемъёсты басьтэмзы сярысь. Ӟучъёслэн удмуртъёсын ожмаськемзы кошкемыт, лек тусо суредамын. Ӵогон, коран, пильылон, пыргытон, юдон, нелькон – ваньмыз та кылъёс ужен овол, адямиез виёнэн герзаськемын. Но югыт сиез татын вань ик: удмурт калыклэсь азьпал улонзэ автор Юберлэн пиеныз Пужеен герза. Озьы автор йылпумъяз вашкала батыръёслэн ужъёссы сярысь аспортэмлыко «трилогизэ».

1929: Секыт зибет. 1928 – 1930-ти аръёсы Кедра Митрей Глазовысь педагогической техникумлэн директорез луыса ужа. Та дыре 1929-ти арын со «Секыт зибет» романзэ поттэ. Романлэн сюжетэз азинтиське XIX даурлэн кутсконаз. Нырысь ик писатель тырше возьматыны, кыче амалъёсын попъёс удмуртъёс полы православной осконэз волмытизы. Романлэн валтись героез – Дангыр, вордскем гуртысьтыз удмурт калыкез христианствое кужмысь пыртэмлы пумит мынэ. Со валаны тырше, кыче катъёсъя улэ общество. Егит геройлэсь улонзэ яратон югдытэ. Солэн яратоно нылыз – Дыдык, улон орлы пумит мынись но дисьтись нылаш. Сям-йылолъёслы пумит кариськыса, со кузпал бордысь гажанэз доры кошке. Но солы Дангырен чош улыны уг кылды: улонэн кивалтись адямиослы пумит мынись Дангырез куто но Сибыре келяло.

1937: Ссылка. 1930-ти арын Кедра Митрей дышетске Москваын аспирантураын, нош кык ар ортчыса Удмурт пединститутысь удмурт кылъя но литературая кафедралэн кивалтисез луэ. 1934–1937-ти аръёсы со удмурт писательёслэн Огазеяськонзылэн тороез луыса ужа. 1937-ти арын Кедра Митреез, буржуазной националист но удмурт калыклэн тушмонэз шуыса, янгыше уськыто. Та арын ик сое тямыс арлы Колымае келяло. 1946-ти арын сое мозмыто, нош 1948-ти арын выльысь пукто.

1949-ти арын Новосибирск улосысь Чумаково черкогуртын удмурт калыклэн одигез дано пиез висьыса кулэ.

Kedra Mitrey

(1892–1949)

Kedra Mitrey, originally Dmitry Ivanovich Korepanov, came from Igra village of northern Udmurtia, which was located on the Siberian road and his father was a coachman in the area. However, young Mitrey chose another destiny: first, he went to church school, then attended the two-year secondary school in Zura and finally entered the teacher training school in Kazan where he began his literary career, which resulted in publishing a few Udmurt stories in the hand-written brochure named “Sandal”. Unfortunately, he did not finish the school: Dmitry was expelled for being non-religious.

1910 – 1911: The Autobiography. Looking for a job K. Mitrey traveled along Udmurtia but there was no use of it because on leaving the school unfinished he received no evidence of attending classes. Nevertheless, by the way of traveling he collected a rich folklore material, which was a good foundation for understanding people and writing his own stories. This period of his life is also marked with a story called “A Sick Century’s Child”. It tells about the author’s studies in Kazan teacher training school consisting of sketches on family life, nature descriptions, and people’s profiles in the background. Censors were hard to the creation and so it was forbidden to publishing. As a result, the story appeared only in 1993.

1915 – 1928: The Epical Heroes’ Trilogy. World War I began and in 1914, Kedra Mitrey was mobilized to the emperor’s army. During his military service in the Far East of Russia, he printed out the first part titled Esh-Terek. It was a tragic story, which represented the 14th century events and told about fights between Udmurt and Mari people. Esh-Terek due to his charisma grew into Udmurts’ tribal chief and beat the enemies. However, the tragedy came later: the hero fell in love with the Mari chief’s daughter Loda who urged him to betray his kinsmen. This was his terrible mistake. Later on, having realized his fault, Esh-Terek made his revenge on Loda and then committed suicide. Z. Bogomolova believes that W. Shakespeare’s and A. Pushkin’s motifs are felt in the story.

Idna Hero appeared in 1926 which also narrates about the 14th century events but the motif of the story is if it possible to come to an agreement with the enemy.

Yuber Hero was published in 1928. It was a piece of poetry about the Russian 15th century conquest of the Udmurt territory. S. Arekeeva marks that this story is rich with battle scenes and this was a sure sign of the author’s changed perception of the world.

1929: The Grave Yoke: The first step to the first above-mentioned Udmurt novel was a story named Vuzhgurt/Vuzhgurt quakes which depicts shocking historical events of the beginning 20th century in a tiny Udmurt village. Later on the idea of the story developed into the novel titled The Grave Yoke, 1929, where Dangyr and his beloved Dydyk, the main characters of the story, rebelled against forced introducing of Christianity with the Udmurts and old customs on the whole realizing as well the advantages of the new time coming and new behaviors. Thus, romantic ideas are interwoven with realistic views on life, as A. Zueva notes.

The author’s own life story was marked first being the director of the pedagogical school in Glazov (1928 - 1930), a postgraduate student in Moscow (1930 - 1932) and then the head of the Udmurt Literature and Language Department of the Udmurt Pedagogical Institute. Altogether he ran the same department at the Udmurt Institute of Science Research. In 1934 K Mitrey was elected chairman of the Udmurt Writers’ Union, although the same year he was accused of spreading nationalistic ideas and then arrested and eventually exiled to Kolyma where he spent 8 years. Again, he was arrested in 1947 and died from a serious illness in Novosibirsk region in 1949.

(Тимур Перевозчиков, Екатерина Лекомцева)

Кедра Митрей

(1892–1949)

Настоящее имя Кедра Митрея – Дмитрий Иванович Корепанов. Он родился в селе Игра на севере Удмуртии. Его отец служил ямщиком на Сибирском тракте. Окончив Игринскую церковно-приходскую школу, а затем Зуринское двухклассное училище, в 1907 году поступает в Казанскую учительскую инородческую семинарию. Здесь началась его литературная деятельность – публиковал свои удмуртские рассказы в рукописном журнале «Сандал». Но окончить семинарию Кедра Митрею не удалось, он был исключен за атеизм.

1910–1911: Автобиографическая повесть. В поисках работы Кедра Митрей месяцами ездит по Удмуртии, но нигде не может получить место учителя, так как у него не было диплома. Разъезжая по Удмуртии, он собирает фольклорный материал своего народа. В 1910–1911 годах Кедра Митрей пишет автобиографическую повесть на русском языке «Дитя больного века». Это произведение повествует об учебе К. Митрея в школе и Зуринском училище, большое внимание уделяется описанию обучения в Казанской инородческой семинарии. В повествование своей биографии автор добавляет историю своей деревни и семьи, красочные описания природы и многочисленные портреты людей. Кедра Митрей размышляет о судьбе инородца, стремящегося вписаться в культурное пространство царской России. Цензура того времени не допустила повесть к печати, произведение было опубликовано только в советские годы.

1915-1928: «Трилогия» о батырах. В 1914 году Кедра Митрея призвали служить в царскую армию. В 1915 году, находясь на военной службе в Благовещенске, он издает трагедию «Эш-Тэрек», написанную на русском языке. В трагедии Кедра Митрей изображает XIV век, время борьбы удмуртского народа с марийцами. Герой этой трагедии по имени Эш-Тэрек вырастает из простого родоначальника в вождя удмуртов. Победив врагов, народ мог бы праздновать победу, но Эш-Тэрек влюбляется в дочь вождя марийцев Лоду и предаёт своих сородичей. Лишь позже он убеждается, что Лода перехитрила его. Осознав свою неисправимую вину перед своим народом, Эш-Тэрек наказывает Лоду и кончает жизнь самоубийством. В трагедии ощущается творческая учеба Кедра Митрея у Шекспира и Пушкина, а критик З.А. Богомолова обнаружила в характере Эш-Тэрека и «ницшеанскую» подоплеку.

В 1926 году выходит пьеса «Идна батыр». События, изображённые в пьесе, также проходят в XIV веке, но они проходят раньше событий, изображённых в «Эш-Тэреке». В этой трагедии автор ставит проблему: обязательно ли нужно воевать или можно найти общий язык с врагом?

В третьей части трилогии – поэме «Юбер батыр» (1928) – Кедра Митрей описывает завоевание русскими удмуртских земель в XV веке. Превалирование жестоких сцен в этой поэме литературовед С.Т. Арекеева объясняет изменением мироощущения Кедра Митрея, его веры в будущее своего народа.

1929: Тяжкое иго. На пути создания первого удмуртского романа стоит повесть Вужгурт (второй вариант – Вужгурт сотрясается «Зурка Вужгурт»), в которой Кедра Митрей глазами своего героя Далко Семона изображает революционные потрясения начала ХХ века. Критик А. Шкляев верно пишет, что главными героями здесь являются, как ни парадоксально, село Вужгурт и революция, сотрясающая его.

С 1928 по 1930 год Кедра Митрей работает директором Глазовского педагогического техникума. В это время он издаёт наиболее знаменитое своё произведение – роман Тяжкое иго («Секыт зӥбет», 1929). Изображается начало XIX века. Главное действующее лицо романа – Дангыр, который открыто противостоит насильственной христианизации удмуртов в родной деревне. В то же время он осознает, что цивилизация несет и определенные блага, если подойти к ней с умом. Возлюбленная Дангыра по имени Дыдык сбегает от своего мужа (сына сельского старосты, насильно взявшего её в жёны) к нему. Но с Дангыром ей остаться не суждено: против него устраивают облаву, ловят его и ссылают в Сибирь. В романе два метода – реализм и романтизм – тесно связаны и взаимно дополняют друг друга (А. С. Зуева).

В 1930 году Кедра Митрей учится в аспирантуре в Москве, а через два года становится заведующим кафедрой удмуртского языка и литературы Удмуртского пединститута. Параллельно он руководит сектором удмуртского языка и литературы Удмуртского научно-исследовательского института. В 1934 году избирается председателем правления Союза писателей. Однако в 1937 году Кедра Митрей был обвинен в национализме. В этом же году его арестовали и на восемь лет отправили в ссылку в Колыму. В 1945 году он возвращается домой, но через два года его снова арестовали.

В 1949 году тяжелобольной Кедра Митрей скончался в с. Чумаково Новосибирской области.

(Павел Шибанов, Светлана Арекеева)

Kedra Mitrej
(1892–1949)

Kedra Mitrejin varsinainen nimi on Dmitrij Ivanovich Korepanov. Hän syntyi Udmurtiassa Igra kylässä. Hänen isänsä oli työssä Siperian maantiellä/valtatiellä kyytimiehenä. Kirkollisen koulun Igrassa ja 2-vuotisen koulun Zurassa lopettamisen jälkeen vuonna 1907 hän pääsi opettajien seminaariin Kazanissa. Tuolla alkoi hänen toiminta kirjallisuus alalla – hän julkaisi omia udmurtinkielisiä kertomuksia ”Sandal” aikakauslehdessä, joka kirjoitettiin käsin. Kedra Mitrejin ei onnistunut lopettamaan seminaaria, koska hän erottiin ateismin takia.

1910 – 1911: Omaelämäkertainen novelli. Työtä etsiessä Kedra Mitrej matkusti Udmurtiassa, mutta hän ei voi saada työpaikkaa missään, koska hänellä ei ollut diplomia. Kun hän oli matkustamassa Udmurtiassa, hän koosi oman kansan folklooria. Vuosina 1910 – 1911 Kedra Mitrej kirjoitti venäjänkielisen omaelämäkertaisen novellin Sairaan luvun lapsi («Дитя больного века»). Tämä teos kertoo K. Mitrejin opiskelusta kouluissa, myös kuvaillaan opiskelua Kazanin seminaarissa. Kirjailija lisäsi omaelämäkertaan myös oman kylän ja perheen historiaa, luonnon kauneita kuvauksia ja ihmisten muotokuvia. Teoksessa Kedra Mitrej mietiskeli omasta kohtalosta tsaarin Venäjällä. Tuon aikan sensuuri ei sallinut novellia julkaistavaksi, sen takia teos julkaistettiin vain neuvostoaikoina.

1915 – 1928: ”Trilogia” voimamiehistä. Vuonna 1914 Kedra Mitrej lähti tsaarin armeijaan. Vuonna 1915, hänen ollessa armejassa Blagoveshchensk kaupungissa, Kedra Mitrej julkaisi Esh-Terek («Эш-Тэрек») murhenäytelmän, joka oli kirjoitettu venäjän kielellä. Teoksessa Kedra Mitrej kuvaili 14. lukua, udmurtin kansan marin kansan vastaan taistelun aikaa. Murhenäytelmän päähenkilö Esh-Terek tuli udmurtin kansan päällikköksi. Voiton saavuttamisen jälkeen koko kansa voisi juhlia, mutta Esh-Terek rakastui marin päälikön tyttöön Lodaan ja petti omaa kansaa. Vain myöhemmin hän vakuuttui, että Loda voitti häntä viekkaudessa. Ymmärrettyään omaa auttamatonta vikaa, Esh-Terek rangaisi Lodaa ja teki itsemurhan.

Vuonna 1926 ilmestyi Voimamies Idna («Идна батыр») näytelmä. Näytelmän tapahtumien aika on myös 14. luku, mutta tapahtumat kulkivat aikaisemmin kuin Esh-Terek murhenäytelmässa. Tässä murhenäytelmässä kirjailija kysyy: täytyykö välttämättä käydä sotaa vai onko mahdollista sopia vihollisien kanssa?

Kolmannessa osassa, Voimamies Juber («Юбер батыр», 1928) runoelmassa, Kedra Mitrej kuvaili, miten venäläiset vallasivat udmurtin maata 15 luvulla. Arvosrelija S. T. Arekeevan mielestä, tässä runoelmassa paljon julmuutta, koska oli muuttunut Kedra Mitrejin maailmankatsomus ja hänen usko oman kansan tulevaisuuteen.

1929: ”Vaikea (törkeä) ies”. Vuosina 1928 – 1930 Kedra Mitrej työskenteli Glazovin opettajien teknisen ammattiopiston johtajana. Tänä aikana hän kustansi oman kuluisimman teoksen – romaanin Vaikea (törkeä) ies («Секыт зӥбет», 1929). Teoksessa kuvattiin 19. luvun alkua. Romaanin päähenkilö on Dangyr, joka rohkeasti vastustaa väkivaltaista kääntymista kristinuskoon kotikylässä. Samana aikana hän ymmärtää, että sivilisaatio kantaa myös hyviä asioita, jos menetellä järkevästi. Dangyrin rakastettu Dydyk pakeni aviomiehiltä (kylänvanhimen pojalta, joka väkivalloin otti Dydykin vaimoksi) Dangyrin luokse. Nuori nainen ei voi jäädä Dangyrin luokse, koska Dangyr vangittiin ja karkoitettiin Siperiaan.

Vuonna 1930 Kedra Mitrej opiskeli jatko-opinnoissa Moskovassa. Kahden vuoden jälkeen hän tuli udmurtin kielen ja kirjallisuuden laitoksen johtajaksi Udmurtian pedagogiikan instituutissa. Vuonna 1937 Kedra Mitrej syytettiin, että hän edisti teoksia, joissa oli panettelu. Samana vuonna hänet vangittiin ja kahdeksaksi vuodeksi lähetettiin Kolymaan. Vuonna 1945 hän palasi kotiin, mutta kahden vuoden kuluttua hänet taas vangittiin.

Vuonna 1949 Kedra Mitrej kuoli Siperiassa sairauden takia kotimaalle palaamatta.

(Olga Savina)