Логотип института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистикиИнститут удмуртской филологии,
финно-угроведения и журналистики

Слабовидящим

Михаил Коновалов

(1905–1938)

Михаил Коновалов

Михаил Алексеевич Коновалов вордиськиз 1905-ти арын Можга ёросысь Акаршур гуртын зучо-удмурто трос нылпиё семьяын. 1918-ти арын Елабугаысь дышетисьёсты дасянъя семинарие пыре, ар ортчыса, атаез кулэ, ньылез сузэръёсыз нылпи юртэ шедё. 1922-ти арын Коновалов Можгаысь педтехникуме пыре, сое йылпумъяса, ас ёросысьтыз школаосын ужа. Кышнояськиз Анисия Андреевна Устюжанинаен (нылзы Жанна). 1930-ти арын писатель, Ижкаре вуыса, газет поттонъя редакциын ужаны кутске. Кык ар ортчыса, Коновалов Удмуртиысь писательёслэн оргкомитетсылэн нырысетиез тороез луэ. «Лизи» верос – нырысетиез бадзым произведениез, кудиз коллективизация вакытлы сиземын вал. Верослэн валтись героиняез – ёрмонэз адзыса будэмын, нош кенешо власть дырья со адямие потэ, гурт улонэз воштонэн кивалтэ. Ф.Ермаков шонер пусъе Лизилэсь Л. Сейфуллиналэн Виринеяезлы но Г.Медведевлэн Лёва Матранэзлы тупамзэ.

1933: «Вурысо бам». Михаил Коновалов – нырысетиез удмурт писательёс полысь, кин гожтиз рабочий класс сярысь роман. Коллективен ужанэз возьматон «Вурысо бам»-ын валтись инты басьтэ. Петер Домокош пусъе, композициез ласянь произведение детективлы укша шуыса. Ваче пумит пуктэмын кык «вынъёс» – Нушин но Дубов (Нушин Дубовез жандармлэн семьяысьтыз потэмын шуыса поя). Дубов ас вакытаз кошке вордскем юртысьтыз, со – положительной герой, чылкыт сямо, мукетъёсызлы котьку юрттыны дась; Нушин, атаез кадь ик, сьось сямо, тушмон мылкыдо, со пояськыса заводэ интыяське, кышномуртъёс азьын кырсь луэмзэ возьматэ (Линалэн адзонэз). Произведенилэн валтись геройёсыз – огъя уж понна, солэн пайдалыкез понна сюлмаськись адямиос: Дубов, Радин, Лина, Михайлова; Нушин палан: кулакъёс, узыръёс – Рябов, Вахтин, Герей; таос вискын сыло геройёс, кудъёсызлы «будоно» луэ – Гондыр, Звонов. Романын пумисько зэмос исторической персонажъёс но – Азин, Наговицын. Тодосчи С. Т. Арекеева пусъе, геройесты возьматон понна, автор чемысь условной амалъёслы вазиське, соос полын метонимия но: кылсярысь, Нушин -–«бака тыбыр» но «вурысо бам»; романын озьы ик вань «буям ымдур» нимо героиня. «Вурысо бамлэн» одигез валтись тодметэз – зооморфной принцип. Ас вакытаз М. Лямин курлаз та произведениез, геройёслэн куараоссы пудо-животъёслэн куараосынызы чошатэмын шуыса: я соос боксо, я гырдалляло. Куд-ог интыосын адямиос воксё но пудо-животлы пормо, кылсярысь, Нушинлэн кышноеныз нюръяськемез кионлэн но кечлэн выремзы пыр возьматэмын.

1934–1935-ти аръёс. М. Коновалов, К. Митрей, Г. Медведев 1934-ти арын СССР-ысь писательёслэн отчамазы вуылизы, отын тодматскизы Максим Горькиен. Со арын ик М. Коновалов В гостях у Максима Горького очерк гожтиз. М. Коновалов драматургия удысын но кужымзэ эскериз («Вормись кужым» пьеса, 1934), но критикъёслы та чеберлыко ужез оз кельшы. 1935-ти арын пиналъёслы сизем веросъёсын «Шудо выжы» бичетэз потиз. Писательлэн веросъёсыз – дышетись луыса ужамезлэн «емышэз» луэ.

1936: «Гаян». «Вурысо бам» бере Коновалов басьтиське исторической роман кылдытон борды, кытын возьматыны малпа Пугачёв кивалтэм улсын калыклэсь нюръяськемзэ. Архивысь материалэз сяна, писатель ужаз кутиз Пугачёв сярысь мадёсъёсты, беглойёслэсь кырзанъёссэс, пыкиськиз А. С. Пушкинлэн «Капитанская дочка» произведениез вылэ. Пушкинлэн героез – таланто но жалянэз валасьтэм бунтовщик, кудиз эксэй пумит куанер калыкез султытэ, Коноваловлэн героез – зибем калык пала дурбасьтись адями. Пересь крезьчи Гаян пиезлы анаезлэн попен йырин быремез сярысь маде. Со куспын гуртэ солдатъёсын Алымов вуэ – заводэ нуыны шуыса ужасьёсты люка. Гаян пумит кариське, пегзе. Нюлэскын со Пугачёвен пумиське но солэн юрттисез луэ. Гаянэн чош Чипчирган (Гаянлэн Италмас сузэрезлэн яратонэз) ожмаське. Чачабей (Гаянлэн яратонэз) гуртэ кыле, солэн пиез вордиське. Чачабеез кужмысь Пужей Балянлы кышнолы сёто. Восстаниез зибо, Пугачёвез куто, нош Гаян озьы ик ватскыса ветлэ. Романын Пугачёв но Гаян сяна (зэмос нимыз Туймат), вань на мукет исторической персонажъёс – Екатерина II, Потемкин, Венцель (Воткакар заводлэн кузёез), Михельсон, Падуров, башкир Салават Юлаев, зуч крестьянъёс Зарубин, Носков, Кудашев. А. Зуевалэн верамезъя, романлэн композициез выжыкыллы тупа (атаезлэн пизэ визьнодамез, геройлэн сюрес вылэ потэмез, шуг-секытъёсын пумиськемез, паймымон юрттисьёс шедьтэмез, шулдыръяськон-юонэз возьматэмез). «Гаян» романлэн пумгерзетэз кушето луэ – нырысети люкетэзлэн фольклор инъетэз, кыкетиезлэн – историко-документальной.

1937-ти арын, сизьым ар гинэ литература удысын ужамез бере, М. Коновалов пытсэт сьоры шеде, 1938-ти арын Кемеров улосвылысь лагерьын писатель быре.

(Светлана Князева, Светлана Арекеева)

Михаил Коновалов

(1905–1938)

Сын удмурта и русской, Михаил Алексеевич Коновалов родился в 1905 году в деревне Акаршур Можгинского района, где и вырос вместе со своими пятью сестрами и двумя братьями. В 1918 году будущий писатель поступил в Елабужскую учительскую семинарию, через год умирает отец, четыре сестры попадают в детский дом. В 1922 году Михаил поступает в Можгинский педтехникум, после окончания которого работает учителем в родном районе. Женится на Анисии Андреевне Устюжаниной, рождается дочь Жанна. В 1930 году переезжает в Ижевск, работает в газете, пишет критические статьи. Уже через два года Коновалов становится первым руководителем оргкомитета писателей Удмуртии. Его первое значительное произведение стало своеобразным откликом на коллективизацию деревни – рассказ Лиза («Лизи»). В нем прослеживается путь женщины-удмуртки – от нищего детства (до Октября) до поры зрелости, когда она находит место в общественной жизни. Ф.Ермаков справедливо сравнивает Лизу с Виринеей Л. Сейфуллиной, с Лёвой Матран Г. Медведева.

1933: «Лицо со шрамом». Михаил Коновалов создал первый удмуртский роман о рабочем классе Лицо со шрамом («Вурысо бам»). Картины коллективного труда (русских, удмуртов) – ведущие в произведении. Венгерский литературовед Петер Домокош отмечает, что произведение построено по типу «Декамерона», напоминающее по композиции детективный роман. Интрига романа в том, что конфликтуют «братья»: Дубов и Нушин (Нушин шантажирует Дубова происхождением из семьи жандарма). Дубов уходит из родительского дома, он настоящий положительный герой, отзывчивый, нежный, отличный футболист; Нушин при беспощадном отце превращается в изверга, истязает красных, обманом проникает на завод, он нагл и напорист в отношениях к женщинам (история с Линой). Главные герои романа – люди, активно осмысляющие свои действия, строители будущего страны: Дубов, Радин, Лина, Михайлова; союзники Нушина: бездельники, лодыри, кулаки – Рябов, Вахтин, Герей, Бахтин; создают проблемы герои, которым предстоит «расти» – Звонов, Гондыр. На страницах романа присутствуют исторические персонажи – Азин, железный комдив, партийный вождь Удмуртии Наговицын. С. Т. Арекеева отмечает применение метонимии в изображении героев: к примеру, Нушин – «бака тыбыр» («лягушачья спина»), «вурысо бам» («лицо со шрамом»); в романе даже есть героиня-метонимия «буям ымдур» («накрашенные губы»). Одной из самых характерных черт романа является уподобление героев животным. В свое время удмуртский писатель М. Лямин упрекнул автора, что голоса почти всех героев сравниваются с голосами домашних животных: то они ржут, то блеют. Условность персонажей в романе усиливается и за счет того, что, вместо людей-героев, похожих на животных, начинают действовать герои-животные (так схватка Нушина с женой переходит в описание действий волка и зайца). По стилю Лицо со шрамом во многом сходен с такими произведениями, как «Время – вперед» В. Катаева, «Танкер Дербент» Ю. Крымова, «Цемент» Ф. Гладкова.

1934-1935 годы. М. Коновалов вместе с К. Митреем и Г. Медведевым были приглашены на первый съезд писателей СССР в 1934 году. Здесь он познакомился с М. Горьким и в том же году написал статью В гостях у Максима Горького, в которой выразил восторженность этой встречей. Пробовал себя писатель и в драматургии: пьеса Побеждающая сила («Вормись кужым», 1934) была посвящена деревне в период организации колхозов, но вызвала резкие критические отклики. В 1935 году вышла книга детских рассказов М. Коновалова Счастливое поколение («Шудо выжы»). Рассказы писателя – результат его педагогической деятельности. Он хотел, чтобы детская литература была духовно здоровой. Не утратили они и своей воспитательной значимости, так как были переизданы в сборнике Мишень («Чильдэт», 1964).

1936: «Гаян». Едва окончив роман Лицо со шрамом, М. Коновалов приступает к подготовке исторического романа Гаян, посвященного Пугачевскому восстанию, в котором помимо русских, чуваш, татар, заметную роль сыграли и удмурты. Помимо архивных материалов писатель использовал множество преданий о Пугачеве, «беглецкие» песни, опирался на «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Пушкин создал образ талантливого и жестокого бунтовщика, поднявшего народ против дворянства и самодержавия, Коновалов – образ вождя восставшего народа, принявшего облик того царя, каким он сформировался в сознании угнетенных. Старик-гусляр рассказывает сыну Гаяну давнюю историю о трагической смерти его матери из-за истязаний попа. Появляется Алымов с группой солдат в поисках рабочих для нужд завода. Гаян восстает против грубости и самоволия власти, убегает. В лесу встречает Пугачева, становится его верным соратником. Вместе с Гаяном воюет его друг Чипчирган (возлюбленный сестры Гаяна Италмас). В деревне остается Чачабей (возлюбленная Гаяна), она рожает ему сына, но насильно выдается замуж за кулака Пужей Баляна. Восстание терпит поражение, атамана предают, а Гаяну, судьба которого становится легендарной, снова приходится скитаться. В романе помимо Пугачева и переименованного Туймата (Гаян), участвует ряд исторических лиц – Екатерина II, Потемкин, Венцель (начальник Воткинского завода), Михельсон, Падуров, башкир Салават Юлаев, русские крестьяне Зарубин, Носков, Кудашев. Удачно сочетаются в произведении романтизм с объективной сухостью летописей, стиль сказок и преданий с выразительными описаниями. Литературовед А. Зуева пришла к выводу, что сказочный сюжет является праосновой композиционной структуры романа (отцовский наказ сыновьям, отлучка и путешествие героя, испытания, финальный пир). Гаян – роман со сложной композицией с преобладанием народно-фольклорной основы в первой части и литературно-исторической – во второй.

В 1937 году, после всего лишь семи лет творчества, М. Коновалов арестован, умирает в 1938 году в лагере Кемеровской области.

(Светлана Князева, Светлана Арекеева)