СлабовидящимСлабовидящим

Финский национальный театр

1. Исторические корни Финского национального театра

Финский национальный театр

Финский национальный театр, основанный в 1872 году, является старейшим финноязычным профессиональным театром в стране. Рождение Национального театра Финляндии было тесно связано с политической идеологией конца девятнадцатого века. Финляндия была частью Российской империи, а интеллектуальная элита страны была шведоязычной. Финский язык и искусство, включая театр, стали краеугольными камнями культурного движения, которое началось в 1860-х годах, постепенно развило политические амбиции на рубеже веков и в конечном итоге привело к национальной независимости в 1917 году.

Архитектор Онни Тёрнквист-Тарйянне

Первые тридцать лет своего существования театр функционировал в основном как гастролирующая компания. Театр не приобретал постоянного места обитания до 1902 года, когда в самом центре Хельсинки, рядом с главным железнодорожным вокзалом города, был построен специально сконструированный театр. Проект здания был разработан архитектором Онни Тёрнквист-Тарйянне. Это величественное неоромантическое здание с фасадом из финского гранита и интерьерами из мыльного камня, мрамора и дерева является одним из самых впечатляющих национальных памятников Финляндии. Театр по-прежнему работает в этих помещениях. За эти годы здание расширилось от своего первоначального размера, чтобы поместить еще три постоянные сцены. В дополнение к главной сцене (Suuri näyttämö), театр включает в себя малую сцену (Pieni näyttämö), построенную в 1954 году, сцену Вилленсауна, построенную в 1976 году, и студию Омапохйа, построенную в 1987 году.

Мика Мюллюахо

В 2010 году правление Финского национального театра назначило директором Мику Мюллюахо, который на сегодняшний день продолжает исполнять свои директорские полномочия. Он расширил деятельность театра и принял политику тех писателей, которые создавали пьесы для театра и с которыми театр сотрудничал на долгосрочной основе. Театр также стал местом встречи с различными совместными постановками и гостевыми представлениями.

Новый постановочный отдел театра был создан в 2010 году и получил название Гастрольная сцена. Этот отдел, не имеющий собственной постоянной сцены, нацелен на организацию небольших гастрольных туров по всей стране, где практически нет доступа к театру, например, в дома для престарелых людей, больницы, центры социального обеспечения, тюрьмы и т. д. Программа Гастрольная сцена фокусируется на социально активном театре, который развивается благодаря исследованиям и взаимодействию с общественностью. Цель этого отдела заключается в том, чтобы протянуть руку помощи и дать возможность выразить себя маргинальным слоям общества.

Пирйо Виртанен

В последние годы театр также расширил свою пропагандистскую деятельность в сфере образования и общественных работ. Преподаватель Пирйо Виртанен инициировала и разработала множество проектов и тематических мероприятий, предназначенных для различных секторов аудитории Финского национального театра. В программу входят дискуссионные группы, курсы драмы, литературные исследования, закулисные экскурсии и многое другое. Театральный отдел также предоставляет учебные справочные материалы для учителей, связанные с постановками театра.

Ханна Реетта Маджанен

В январе 2011 года бывший ресторан театра был вновь открыт в качестве клуба Финского национального театра. Он был преобразован в развлекательный центр и обычно работал поздними вечерами. Помещению был придан новый облик, и оно было отреставрировано в стиле бара с пианино, и напоминавшего гостиную художника. Клуб предлагает разнообразную музыкальную программу, театральные и поэтические представления, дискуссионные и творческие вечера, организованные продюсером Ханной Реетта Маджанен.

На протяжении всей своей истории Финский национальный театр также поддерживал международные связи в различных формах партнерства с зарубежными театрами и фестивалями. Это продолжается и в нынешнее время, когда театр сотрудничает, в частности, с Хельсинкским фестивалем, чтобы показать передовые образцы мировой драмы. Театр также участвует в текстовых культурных обменах и семинарах и регулярно приглашает приглашенных режиссеров или других зарубежных художников, чтобы открыть новые перспективы для финского театра.


2. Текущий сезон

Кати Каартинен

Финский национальный театр этой весной исследует темы изоляции и идентичности. Сезон начинается в январе с премьеры спектакля «Недокументированная любовь», созданным Кати Каартинен и Юсси Лехтоненом совместно с многопрофильными артистами этого шоу. Картина, основанная на документальном материале, взятом из интервью с беженцами, рассказывает о пяти правдивых историях со всего мира. Артисты из Финляндии, Сирии и Ирака используют театр, танец и современный цирк для описания жизни людей, борющихся за свое право на существование. Большая часть спектакля на английском языке.

Паула Салминен

Новая пьеса Паулы Салминен «Воздушный мост» также затрагивает современные гуманитарные проблемы, но уже с другой точки зрения. В пьесе Салминен три героя пытаются найти способы внести свой вклад в международные усилия по оказанию помощи пострадавшим, но предоставить помощь оказалось нелегким делом, чем они ожидали. Они столкнулись с противоречиями. Спектакль «Воздушный мост» начинается в феврале на сцене Вилленсауна.

Пророк Иона и кит

Новая пьеса Пааво Вестерберга, которая будет поставлена на главной сцене, описывает другую форму одиночества и ссылается на библейский миф о пророке Ионе и ките. Пьеса под названием «Синий кит» разворачивается на острове, где собралась семья, чтобы отпраздновать день рождения одного из родственников. Далекие от нахождения связей, которые их объединяют, все они кажутся застрявшими где-то между страхом, ожиданием и надеждой. Спектакль начинается в марте.

Анна Франк

Молодежное театральное отделение Финского национального театра Кантти в мае представляет новую адаптацию «Дневника Анны Франк» на сцене Омапохйа. Эта постановка является первой, созданной этим молодежным отделом. Классическая история Анны Франк о том, как она пряталась во время Второй мировой войны, в спектакле представлена двадцатью молодыми актерами в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Текст адаптирован Сату Линнапуоми из авторизованного издания Отто Х. Франка и Мириам Пресслер. Линнапуоми также занимается руководством этой постановки.

Обложка книги А. Миллера «Смерть коммивояжера» (на англ. языке)

Постановка «Смерть коммивояжера» Артура Миллера также продолжает ставиться на главной сцене. Мика Мюллюахо взял для спектакля произведение Миллера, переведенного Алекси Милонофф. Всю свою жизнь, усердно работая и полагая, что однажды его вклад будет результативным, Вилли Ломан с удивлением обнаружил, что оказался в куче мусора. «Человек – это не фрукт», – говорит он. «Вы не можете есть апельсин и выбросить кожуру». Пьеса Миллера является культовым исследованием человека, чья вера в американскую мечту предана рыночными силами.

Обложка книги А. Чехова «Чайка» (на англ. языке) Обложка книги К. Весто «Серное небо» (на финском языке)

Предательство и разочарование также находятся в центре пьесы «Чайка» Антона Чехова, которая продолжает ставиться на малой сцене. Написанная в 1895 году, «Чайка» – первая из четырех главных драм Чехова. Действие происходит в увядающей стране, населенной художниками – драматургами, романистами, актрисами – которые не всегда могут определить разницу между искусством и жизнью. Поставленная Анной Раутиайнен эта интерпретация представляет собой прекрасную последовательность картин, изображающих абсурдность мира, в котором любовь, молодость и художественное совершенство кажутся одинаково неуловимыми. Адаптация Майкла Барана последнего романа Кьелла Весто «Серное небо», режиссером которого является Юхана фон Баг, также продолжает собирать полные залы на малой сцене. Роман Весто изображает три поколения, которые сталкиваются с быстро меняющимся миром, с 1960-х годов до наших дней. Постановка Юханы фон Баг представляет собой уникальное сочетание слов, движений и образов, выражающих то, как память и течение времени создают постоянно меняющийся взгляд на правду, любовь, дружбу и ответственность.

Паскаль Рамберт

Международные работы в репертуаре театра, которые были перенесены на текущий сезон, включают две французские пьесы прошлой осени, обе из которых описывают анатомию расставания. «Заключение любви» Паскаля Рамберта на малой сцене представляет собой современную двойственность сложного разрыва. Картина «Человеческий голос» Жана Кокто, поставленная Чарльзом Гонсалес в студии Омапохйа, представляет собой современный классический монолог о боли и отчаянии от романтической утраты.

Обложка книги Х. Ибсена «Кукольный дом» (на англ. языке)

Несколько гастролей и совместные постановки присоединяются к репертуару театра. Известную постановку театра Юркка «Нора», поставленную по пьесе Хенрика Ибсена «Кукольный дом» Марией Каява и Алмой Лехмускаллио, можно увидеть в апреле и мае на сцене Вилленсауны.

Картина, получившая название «Отечество» и созданная Юсси Мойла совместно с театром Нирвана, является исследованием отцовства, и начинает ставиться на малой сцене. Компания Дельта Венеры, известная своими экспериментальными выступлениями в стиле кабаре, объединяет усилия с Финским национальным театром для представления «Шоу Бетти» на сцене Вилленсауна. Обе совместные постановки начинаются в апреле.

Жак Брель

Другие ключевые моменты театрального сезона включают такие концерты, как концерт Тимо Туоминена, который исполняет последнюю концертную программу Бреля, и концерт «Мертвые не мечтают», в исполнении квартета Вернери Похйолы. Туоминен, долгое время являющийся членом Финского национального театра, в феврале дает свою интерпретацию песен Жака Бреля на главной сцене. В мае Вернери Похйола приносит свой особый отпечаток современного джаза на главную сцену.

Эмблема Финского международного гастролирующего театра

Как обычно, театральная гастрольная сцена продолжает организовывать несколько шоу для гастролей по социальным домам и тюрьмам. Самым последним дополнением к репертуару театра является постановка гастролирующего театра Клокрикетеатерн монолога Бенни Хаага «Один в четырех», режиссером которого является Энн-Луиза Бертелл. Аутрич-работа (работа, производимая мобильными группами) для аудитории реализует свой долгосрочный проект с участием жителей данного пригорода Хельсинки, с которым работают артисты. В прошлом году начался новый трехлетний период, на этот раз связанный с районом Каарела. Мультидисциплинарные семинары и спектакли проекта проводятся Анни Пелликкой, Мирьями Хейккинен и Марттой Песонен. Аутрич-программа также организует ряд дискуссий, мероприятий и семинаров, связанных с основной программой театра.

Источник