СлабовидящимСлабовидящим

История кафедры

Кафедра лингвистической типологии и лингводидактики

Кафедра лингвистической типологии и лингводидактики была образована в сентябре 2013 г. на базе кафедры германских языков факультета удмуртской филологии. Кафедра германских языков, в свою очередь, была основана в 1994 г. по инициативе профессора Г. А. Ушакова, который, будучи проректором УдГУ, стремился обеспечить сельские школы Удмуртской Республики учителями английского и немецкого языков, владеющими удмуртским языком. Таким образом, кафедра германских языков была призвана обеспечить национальные школы высококвалифицированными кадрами, знающими иностранный и родной язык. С 1994 по 2002 гг. кафедру возглавляла канд. филол. наук, доцент Вера Васильевна Климова, с 2003 по 2013 гг. заведующей кафедрой была канд. филол. наук, доцент Татьяна Александровна Краснова. В 2013 г. это подразделение было реорганизовано в кафедру лингвистической типологии и лингводидактики института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики. Данной кафедрой с момента образования по настоящее время руководит канд. филол. наук, доцент Надежда Николаевна Тимерханова.

Деятельность кафедры лингвистической типологии и лингводидактики строится на основе реализации принципа фундаментальности и непрерывности образования и направлена на обеспечение качества образования, развитие инновационных информационных технологий; единство науки, образования и воспитания; открытость новым потребностям общества и интеграции в мировое научно-образовательное пространство, воспитание многоязыковой личности.

С момента образования в 1994 г. целью кафедры является качественное мультилингвальное и кросс-культурное образование на основе непрерывности и преемственности обучения и осуществление научных исследований в области типологии и лингводидактики. Данная цель достигается кафедрой решением задач в соответствии с основными видами деятельности: учебной и учебно-методической; научно-исследовательской; организационной; воспитательной; профориентационной и международной.

Приоритетными в развитии кафедры являются различные направления.

Учебная и учебно-методическая деятельность, которая, в свою очередь, реализуется в нескольких направлениях: удовлетворение спроса образовательных учреждений республики в квалифицированных специалистах по удмуртскому, русскому и иностранному языкам; реализация новых образовательных программ, позволяющих выстроить необходимую целостность и практико-ориентированность учебного процесса; ориентация образовательного процесса на деятельностный подход, творчество, самостоятельность, индивидуальность каждого студента; на компетентностный подход к отбору содержания филологического образования, позволяющий обеспечить развитие и самоопределение специалиста в контексте современного рынка труда; осуществление филологического образования на основе современных педагогических технологий; научно-методическое сопровождение филологического и педагогического образования; создание необходимых условий для эффективного использования новых образовательных технологий и внедрения результатов научной деятельности; преподавание родного, русского и иностранных языков в сопоставительном аспекте или с контрастивными элементами, внедрение дисциплин, связанных с межкультурной коммуникацией, а также применение электронного обучения и внедрение элементов дистанционных образовательных технологий для эффективного взаимодействия и удовлетворения образовательных потребностей студентов.

Говоря об учебной и учебно-методической деятельности кафедры, нужно сказать, что, действительно, в течение всего периода существования данного структурного подразделения важным и основным моментом в образовательной деятельности по-прежнему является подготовка будущих учителей для сельских школ, учителей, способных интегрировать знания родного и иностранного, родного и русского языков, что особенно важно в условиях недостаточности кадров, особенно в сельских школах. Таким образом, модели языкового образования «иностранный язык + родной язык», «русский язык + родной язык» стали очень важными в условиях глобализации, поскольку они формируют у студентов уважительное отношение к родному языку и другим языкам, открытость для других культур и способность ориентироваться в многоязычном межкультурном пространстве, способствуют преодолению национального нигилизма. Знание родного и иностранного языка плавно вписывается в требования современной жизни в том плане, что у молодёжи усиливается интерес к родному языку, а овладение иностранным языком способствует карьерному росту молодого специалиста.

Деятельность кафедры лингвистической типологии и лингводидактики организована таким образом, что любая преподаваемая дисциплина проводится сквозь призму родного (удмуртского) языка. Сопоставительный аспект и междисциплинарные связи чётко прослеживаются и в научной работе, как преподавателей, так и студентов кафедры. Такой аспект деятельности открывает большие возможности для студентов при выстраивании будущей карьеры. Выпускники кафедры (а кафедра лингвистической типологии и лингводидактики выпускающая кафедра) успешно реализуют свой потенциал в разных сферах современной жизнедеятельности: области СМИ, педагогической и переводческой деятельности, организационной государственной работе и т.д. Мониторинг профессиональной востребованности студентов-выпускников за последние 5 лет показал, что 78% выпускников бакалавриата и магистратуры осуществляют свою деятельность в государственных образовательных структурах (городские и сельские школы, лицеи, гимназии, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения).

Далее, говоря об учебной и учебно-методической деятельности кафедры, нельзя не сказать о подготовке учебных и учебно-методических пособий. Вышли в свет пособия по различным направлениям деятельности кафедры: по удмуртскому языку, языкам в сопоставительном аспекте (удмуртский-венгерский-русский), лингвострановедению, немецкому языку, русскому языку (6). А также логике и географии на удмуртском языке (лингводидактика – изучение предмета на родном языке) – 10 изданий.

В рамках работы в Международной ассоциации финно-угорских университетов УдГУ в лице кафедры участвовали в проекте, в результате которого были созданы учебные пособия по развитию логики на 3 языках (удмуртский, коми, марийский; русский вариант пока не опубликован).

Кроме этого, преподаватели кафедры участвовали в создании учебников для средней общеобразовательной школы (6 учебников имеют гриф Министерства образования УР, входят в федеральный перечень): Кроме учебной и научной работы преподаватели редактируют и макетируют учебные пособия коллег с других кафедр, например, учебное пособие Миклоша Дэметэра «Хрестоматия по венгерской культуре = Olvasókӧnyv a magyarságról = Мадяр культура сярысь лыдӟиськон книга» (Ижевск; Будапешт, 2013. 225 с.) и др. Создают дистанционные курсы обучения удмуртскому языку и сайты, по тематике кафедры:

  1. Удмуртский язык (для слушателей, владеющих русским языком). URL: distedu.ru/course/view.php?id=238
  2. Удмурт кыл (венгер студентъёслы). URL: distedu.ru/course/view.php?id=237
  3. Удмурт кыл (финн студентъёслы). URL: distedu.ru/course/view.php?id=236
  4. Удмурт кыл мадяръёслы.
  5. Шонер гожъяськон но пус пуктылон.
  6. Паремия. Удмуртские фразеологизмы, пословицы, поговорки. URL: sites.google.com/view/paremiaudmurt/главная-страница и др.

На кафедре развивается и направление научно-исследовательской деятельности. Проводятся исследования в области удмуртского языкознания и лингвистической типологии на различных языковых уровнях: фонологическом, просодическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом; типологические исследования систем удмуртского, русского, венгерского, финского, английского и немецкого языков. Ведется проектная деятельность (гранты Финляндии, Венгрии, Совета Европы, России). Преподаватели и студенты кафедры участвуют с докладами в международных, всероссийских научных конференциях. Организуются конкурсы научных работ для студентов. Кафедрой проведено 3 международных научных симпозиума; следующий Международный симпозиум «Проблемы лингвистической типологии и культурологии» должен состояться в мае 2021 г.

Интересным и плодотворным направлением научной деятельности кафедры являются междисциплинарные исследования, к примеру, в области лингвогеографии / гуманитарной географии совместно с ИЕН. Уже вышла в свет совместная научно-популярная монография «Удмуртия в ландшафтном измерении: природа, культура, этносы», авторами которой являются А. А. Кашин, М. А. Пермяков, Н. Н. Тимерханова и др. Здесь же отметим учебно-научную работу, а именно проведение ежегодных олимпиад по географии на удмуртском языке.

Немаловажным направлением деятельности кафедры является международная деятельность. В этом аспекте можно отметить проведение совместных научно-исследовательских и научно-образовательных проектов, подготовку научных публикаций; стажировки преподавателей кафедры в партнерских вузах и прием иностранных преподавателей, учёных, студентов, магистрантов и аспирантов; участие в международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах.

Кафедра ведет также организационную и маркетинговую деятельность. Проводит курсы дополнительного профессионального образования, реализуемые в рамках ИДО (профессиональная переподготовка по направлениям «Перевод и переводоведение», «Современный русский язык и литература»); повышение квалификации «Английский язык для начинающих». В перспективе предполагается расширение программ дополнительного образования; организация и проведение языковых курсов (английский язык); проведение научно-методологических семинаров и научных конференций.

Воспитательная деятельность кафедры включает проведение со студентами различных мероприятий, связанных с дисциплинами кафедры, посещение музеев, библиотек, участие в Неделе многоязычия УдГУ и др.

Не остается в стороне и профориентационная деятельность. Ежегодно для привлечения абитуриентов проводится «Межрегиональная олимпиада по английскому и немецкому языкам среди учащихся 9–11 классов средних общеобразовательных школ с преподаванием удмуртского языка» и «Вузовская олимпиада школьников по географии им. С. И. Широбокова» с вариантом на удмуртском языке. Олимпиады проводятся с целью усиления образовательной модели «родной язык + иностранный язык», «естественно-научная дисциплина + родной язык», такая работа ведется уже на протяжении 20 лет. В рамках олимпиады кафедра ежегодно организует круглые столы и научно-методические семинары для учителей сельских и городских школ, чтобы познакомить их с новой научно-методической литературой, современными отечественными и зарубежными учебно-методическими комплектами по иностранным языкам, с моделью современного урока на иностранном языке, с интегративным уроком и структурой учебно-воспитательного мероприятия, связанного с изучением иностранного языка и межкультурной коммуникацией. На всех мероприятиях, проводимых кафедрой, популяризируется удмуртский язык и культура удмуртского народа.