СлабовидящимСлабовидящим

Аспирантура. 10.02.02 «Языки народов РФ (финно-угорские и самодийские языки)» (45.06.01 «Языкознание и литературоведение»)

ООП высшего профессионального образования, уровень высшего образования: Подготовка кадров высшей квалификации.

Направление подготовки: 45.06.01 – Языкознание и литературоведение.

Профиль подготовки: 10.02.02 – Языки народов РФ (финно-угорские и самодийские языки).

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Содержание обучения направлено на углубление знаний о системе и структуре финно-угорских (удмуртского, коми, финского, венгерского и др.) литературных языков (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, грамматика) в синхронном, диахронном и компаративно-контрастивном аспектах, основные источники изучения дисциплины; литературные нормы и вариативность их использования;.

В результате освоения программы выпускник

знает:

  • характерные особенности функциональных стилей удмуртского литературного языка;

умеет:

  • рассматривать современные финно-угорские языки в контексте проблем общего языкознания;
  • установить типологию генеалогически с близко- и дальнеродственными уральскими (финно-угорскими) и неродственными языками;
  • выявлять национальную специфику языка, отраженную в языковых единицах;
  • применять полученные знания в научно-исследовательской и практической деятельности;

владеет:

  • лингвистической терминологией, методами и приемами лингвистических исследований;
  • знаниями по истории развития удмуртского языка и истории его исследования в лингвистической литературе;
  • умениями делать синхронный, диахронический, сравнительный и сопоставительный анализ языковых явлений финно-угорских языков;
  • навыками лингвистического анализа текстов из художественной, научной, публицистической стилей и разговорной речи.

Учебный план включает изучение таких дисциплин как:

  • Философия и история науки
  • Иностранный язык
  • Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании
  • Гранты в системе финансирования образования
  • Иноязычные дискурсивные практики
  • Профессиональное и личностное развитие человека в современных условиях
  • Теория и практика научного дискурса
  • Методы презентации научных результатов на иностранном языке
  • Педагогика высшей школы
  • Специальная дисциплина (по профилю)
  • а также дисциплины по выбору.

Все обучающиеся проходят педагогическую практику.

Итогом научно-исследовательской работы является написание диссертации; в завершение всей учебы проводится государственная итоговая аттестация.

Паспорт специальности:

Специальность 10.02.02 – «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)» является комплексной специальностью, в рамках которой разрабатываются лингвистические проблемы конкретных языков или языковых семей Российской Федерации.

Содержанием специальности 10.02.02 – «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)» является разработка методов и приемов сравнительно-исторических, типологических ареальных и экспериментально-фонетических исследований строя конкретных языков или языковых семей (алтайских, кавказских, монгольских, тюркских, финно-угорских и т.д.); их структурно-семантическое описание на разных уровнях, изучение истории развития и функционирования литературно-письменных и бесписьменных языков; современные языковые ситуации в соответствующих республиках и регионах Российской Федерации, а также проблемы языковой политики и прогнозирования дальнейшего развития национальных языков в условиях конкретных типов двуязычия.

Области исследований:

  1. Принципы анализа языковых фактов и явлений.
  2. Базовые концепции в языках народов Российской Федерации.
  3. Использование различных методик в исследованиях по отдельны языкам или языковым семьям (сравнительно-исторический метод и компаравистика, генетическое и типологическое родство языков. Роль и место лингвистической реконструкции и этимологии).
  4. Древние и современные языковые контакты: типология языковых ситуаций.
  5. Язык письменных и фольклорных памятников. Лингвистическое изучение летописей, хроник и родословных XVII – XIX вв. Проблема периодизации языка. Литературно-письменные языки и их диалектная основа.
  6. Формирование и развитие современных литературных языков, их функционально-стилистическая дифференциация, изучение звукового состава диалектов и говоров в сравнительном освещении.
  7. Акцентуация отдельных языков. Словесное ударение. Интонация и типы интонационных конструкций. Экспериментально-фонетические исследования артикуляционной базы носителей языков народов Российской Федерации.
  8. Проблемы изучения лексики, терминологии, фразеологии, морфологии и синтаксиса современных языков с учетом специфики их конкретно- исторического развития. Словообразование языков. Описание лексико-семантических систем, способов и средств номинации, характера распределения лексики по частям речи.
  9. Историко-лингвистический и этнокультурный аспекты изучения ономастики языков народов Российской Федерации (топонимика, антропонимика и этнонимика).
  10. Национально-культурная специфика вербального и невербального поведения народов Российской Федерации: традиции и инновации.

Отрасль наук: филологические науки.