Логотип института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистикиИнститут удмуртской филологии,
финно-угроведения и журналистики

Слабовидящим

Флор Васильев

(1934. 02. 15. – 1978. 07. 05)

Удмурт English Русский Magyar

Флор Васильев

Флор Иванович Васильев вордиськиз Яр ёросысь Бердыш гуртын, солэн атаез дышетись вал. Берлогес кылбурчи аслэсьтыз дорзэ «Мынам столицае – Бердыш» шуыса нимаз. Сизьым классэз Укан черкогуртын йылпумъяз, 1948-ти арын Глазкарысь педучилищее пыриз. Татын со выль адямиосын тодматскиз, ёрослэн мерлыко улоназ пыриськиз, кылбуръёс гожъяны одъяз. Татын ик нырысети яратонзэ пумитаз – Фаина Саламатоваез (кулиз 1964-ти арын, одиг пиез), озьы пусйымон огазеясько кык нимъёс: Флора но Фауна.

1960: Нырысети бичет. Литература удысын зэмос дышетскон Глазкарысь пединститутын кутске (1953–1958). Глазов соку СССР-ысь атом промышленностья одигез центр луэ. Институтын дышетскон дыръяз Флор Васильев литературая кружоклэн старостаез луэ, кудиныз тодмо кылбурчи но фольклорист Д. А. Яшин кивалтэ вал. 1959-ти аре егит Ф. Васильев ёросысь «Ленин сюрес» газетлэн редакторезлэн воштисез луэ, 1960-ти аре «Ворекъяло кизилиос» нырысети кылбур бичетэз печатлаське, кудизлы инъет луиз аслэсьтыд родинадэ яратон тема. 1963-ти аре егит кылбурчи семьяеныз чош Ижкаре выже, «Комсомолец Удмуртии» газетлэн редакцияз ужа. Соку ик печатлаське «Шунды доры» нимо кыкети книгаез, отысь тросэз кылбуръёс «эстрада лирикалэн» куронъёсызлы матын луо, поэтэз кыске инсьор (космос) тема но.

1964-ти ар бере: Шыпыт лирика. 1964-ти арын толалтэ удмурт кылбурчиез Россиысь гожъясьчиослэн огазеяськоназы куто. Со аре ик кылбурчилэн Фаина кузпалыз секыт висьыса кулэ. Та секыт учыр Флор Васильевлэн улоназ аспортэмлыко «гожлы» пормиз. Та вакытысен солэн гожъяськон манерез трослы воштиськиз, отын сайкыт мозмон но дыртытэк малпаськон азьпал радэ потиз, Инкуазь аслаз вашкала пуштросэныз мур пуштросо валатонлы пормиз. Озьы Флор Васильев матын луиз шаерысьтымы «шыпыт лирика» орлы. Инкуазьлэн кужымезлы оскон, тодмотэмез азьын кыл кутон – кылбурчилэн философской темая кылбуръёсаз валтись инты басьтизы. «Уг яратскы чышкем писпуосты», – гожтэ поэт, но со «чышкем писпуос» кылсуред сьорын огдыре мерлыко, нравственной ужпумъёс но жутисько.

1966-ти арын потэ «Тон сярысь» книгаез. 1968-ти арын кылбурчи выльысь кышнояське, солэн кузпалыз Эмилия (кык пиос) – Фаиналэн сузэрез. «Нош ик тон сярысь» (1969) книга Флор Васильевлэсь нимзэ удмурт литературалэн азьмынись радъёсаз жутиз. Гожъямъёслэсь шорсюлэм мылкыдзэс возьматэ «Ваньмыз умой луоз, ваньмыз» чур, кытын огазе вуизы умоезлы оскон, улонлэсь шуг-секытъёссэ валан но соосты вормонлы оскон. Тужгес но тодмо луизы таче чуръёс:

     Бен, Волга но Камтэк уз лу чебер,
     Волгамытэк нош Кама но овол.
     Россиятэк овол удмурт шаер,
     Нош мон понна Удмуртитэк Россия но овол.

1970-ти аръёслэн кутсконзы: Удмуртлык тодметъёслэн кужмоямзы. 1971-ти арын «Гажан дыр» книгалэн потэмез возьматиз, Флор Васильевлэн удысбураз выль вакыт усьтиськиз шуыса. Кылбурчи вашкала кабъёс но осконъёс доры юромо берытске, гожъямъёсаз мифдуннеен герзаськем кылсуредъёс кужмояло: «Мон – язычник. Инмар – инкуазь». Нош та чуръёс уг на верало, табере кылбурчи совето идеологилы пумит кариськыны одъяз шуыса. 1975-ти аре Флор Иванович Удмурт АССР-ысь Выли Кенеше депутатэ быръемын. Солэсь азьлогес поэтэз сьод кылъёсын саптаны кутскылизы, со, пе, «гердовщина» тулкымлы дурбасьтэ. 1976-ти арын печатлаське «Куар усён толэзе» книгаез, кытын удмуртлыкез, вашкала осконъёсты возьматон тема тужгес но тунсыкоез. Флор Васильевлэн кылбуретаз висъямон луэ «ошмес» кылсуред, со пыр «пичи родина» но, адямилэн улон сюресэз но возьматиське.

Берло кылбуръёсын ялан золгес но золгес шодиське кулон-эзель тема. Кылбурчи ачиз но вералляз, кема уз улы шуыса. «Ойдо вераськом» бичет берпуметиез вал, кудзэ Ф. Васильев ачиз удмурт кылын дасяз на.

1978-ти аре 44 аресъем Флор Васильев автокатастрофын бырыны шедиз. Солэн пиез С.Ф. Васильев мечак шуэ, солэн атаез «шодтэк шорысь» оз быры шуыса. Угось совето идеология но система со вакытэ озьы ужазы, Флор Васильев кадь адямиос таче эзеле каньылэн мед шедьылозы шуыса [Васильев 1992: 302–319].

Flor Vasilyev

(15.02.1934 – 5.07.1978)

Flor I. Vasilyev was born in a small village of Berdyshi in a countryside teacher’s family. By 1948 he finished 7-year school in Ukan neighbouring village and then started Glazov secondary teacher training school. Studying there was a new significant stage in his life. Flor got acquainted there with new people, involved in the life of the district and made his first attempts to write rhymes and even met his first wife Faina Salamatova who later gave him a son.

1960: First Poetry Book. A more serious literary activity began when Flor was a student of Glazov teacher training institute (1953-1958) and was head of the literary club. What is more, in 1959 young F. Vasilev became a deputy editor of the regional newspaper «Lenin’s Way». His first book of poems Stars Shine was published in 1960 and the leading motif of his poetry was love for homeland. Next step in his career was made in 1963 when the young poet and his family moved to Izhevsk. He started working for «Komsomolets of Udmurtia». F. Vasiliev was doing well and his second book named To the Sun appeared the same year. This stuff was up-to date to the popular lyrics of the time, and one of the leading subjects was, for example, the space and space explorations.

Post-1964s: Silent Poetry. In 1964, Flor Vasilyev joined the All-Russian Writer’s Union. The same year his wife died from cancer. This tragedy appeared to be the turning point in the poet’s life and the career on the whole. Since then it was characteristic of him to be wiser, more discreet and reserved. ‘The feeling which is repeatedly maintained by comprehension of the experience possessed and connected with the inexhaustible salutary source of Nature, has become the novelty of his aesthetics’, mark Z. Bogomolova and Z. Ponomareva. That is what makes his poetry concordant with so-called ‘silent’ poetry of a few other Russian poets of that period. The main philosophical subjects and motives of his poetry are the author’s appeal to Nature for help and the subconscious fear of something unknown. All this resulted in releasing a book About You in 1966 and his marriage to Faina’s cousin Emilia, who gave him two more children. Again about You, 1969, corroborated Flor Vasilyev’s status of the leading Udmurt poet. His poems were translated into Russian by S. Schipachev, A. Zhigulin, E. Balashov and thus Russian readers admitted F. Vasilev at his lifetime.

Early 1970s: Amplification of the Ethnic. The next stage in Flor Vasilyev’s career was marked with the book Time for Love, 1971. This period is characterized by his conscious return to traditional forms and ways together with amplification of mythic and even pagan contents. Another ethnic shade was added to his poetry in 1976 with a book In The Month Of Falling Leaves. The poet reveals his own comprehension and attitudes to Udmurt customs and rites via nature motifs and villagers’ images, which have become symbolic and significant for both the author and readers.

However, a touch of death can be felt in the book titled Let us Talk that turned out to be the last in the series during his lifetime and again the author here reveals his concern about things around as they are: people, customs and traditions, behaviors, etc.

The year of 1978 set up the deadline in the life of a 44-year-old Flor Vasilyev who died in a car crash.

Флор Васильев
(1934. 02. 15. – 1978. 07. 05)

Флор был сыном сельского учителя и родился в деревушке Бердыши (Ярский район), которую назвал затем своей «столицей». Окончив семь классов в селе Укан, в 1948 году поступил в Глазовское педучилище. Учёба в Глазове – новый этап в жизни Флора Васильева. Здесь он знакомится с новыми людьми, включается в общественную жизнь района, впервые пробует писать стихи. Здесь же он встретил свою первую жену Фаину Саламатову (умерла в 1964, родила сына), реально и символично соединяются две судьбы – Флор и Фаина (Флора и Фауна).

1960: Первый сборник. Более серьёзная литературная учёба началась в Глазовском пединституте (1953–1958). Глазов тогда становится одним из центров атомной прмышленности СССР. В институте Флор Васильев был старостой литературного кружка, руководимого поэтом и фольклористом Д.А.Яшиным. В 1959 году молодой Ф. Васильев становится заместителем редактора районной газеты «Ленинский путь». В 1960 году вышел его первый сборник стихов Сияют звёзды («Ворекъяло кизилиос»), основой которого является тема родины. В 1963 году молодой поэт вместе с семьёй переезжает в Ижевск, работает в редакции газеты «Комсомолец Удмуртии». В этом же году выходит второй сборник – К солнцу («Шунды доры»), здесь автор вниманию читателей представляет стихи, близкие к духу «эстрадной» лирики, привлекает его и космическая тема.

После 1964: Тихая лирика. Зимой 1964 года удмуртского поэта принимают в Союз писателей России. В этом же году из-за онкологической болезни умирает его жена. Эта трагедия стала переломной в жизни и творчестве поэта. С этого периода чувствам Флора Васильева стало присуще сдерживающее, разумное начало. Эмоция, многократно усиленная осознанием прошлого опыта народа, связанная с неиссякаемым благотворным источником – Природой, стала новаторским стержнем его эстетики [З. Пономарева 2009: 56; З. Богомолова 1981: 180] и стала созвучной общероссийскому направлению, известному как «тихая лирика». Призыв обратиться за помощью к силам Природы, подсознательный страх перед непонятным – центральные философские темы лирики Флора Васильева последующих лет. «Я не люблю подстриженных деревьев», – пишет поэт, но за образом «подстриженных деревьев» одновременно поднимаются и социальные проблемы.

В 1966 году выходит сборник стихов О тебе («Тон сярысь»). В 1968 году он женится на двоюродной сестре Фаины – Эмилии (два сына). Сборник Снова о тебе («Нош ик тон сярысь»), вышедший в 1969 году, закрепил имя Флора Васильева как ведущего национального поэта Удмуртии. В отличие от других удмуртских поэтов, Ф. Васильеву крупно повезло с переводчиками (С. Щипачев, А. Жигулин, Э. Балашов и др.), так что имя поэта стало известно российскому читателю уже при его жизни. Эмоциональным тоном лирики Флора Васильева становится мысль «Всё будет хорошо» /Черашняя 2003: 5/, в которой сошлись трезвость знания и надежда, пушкинская «светлая грусть», понимание трагических диссонансов жизни и возможность их преодоления. Самыми популярными стали следующие строки поэта:

     Хватает Волге широты и сини,
     Но с Камою она ещё синей.
     И для меня бы не было России
     Без маленькой Удмуртии моей.

Начало 1970-х: Усиление этнического начала. Выход в 1971 году книги Пора любви («Гажан дыр») ознаменовал следующий, более зрелый этап в творчестве Флора Васильева. Этот период характеризуется сознательным возвратом к традиционным формам, но в то же время усиливается мифопоэтический контекст: «Я – язычник. И природа – это бог мой, инмаре». Но это не означает, что поэт был в оппозиции с официальной идеологией: он вел большую общественную работу, в 1975 году его избрали депутатом Верховного Совета Удмуртской АССР. Незадолго до этого на поэта был состряпан донос, где его обвиняли в «гердовщине», т.е. национализме и якобы сознательном игнорировании важных гражданско-социальных проблем. В 1976 году выходит сборник В месяц листопада («Куар усён толэзе»), в котором этническая тематика стала одной из самых привлекательных. Предметом поэтического осмысления становятся, например, такие факты из жизни древних удмуртов: для национального музыкального инструмента «крезь» годилось лишь дерево, пораженное молнией, северные удмурты хоронили старых женщин в их свадебном платье, охотники могли использовать песню как оружие для заманивания белок и др. Важное место в поэзии Ф. Васильева занимает образ родника, ставший знаком «малой родины» и человеческой судьбы. Особенность его стиха начала определяться через понятие «флорвасильевский» /Шкляев 1979: 207; Зеленина 2001: 45/.

В последних сборниках всё чаще стало звучать предчувствие приближения роковой черты. По воспоминаниям современников, Флор Иванович часто говорил, что долго не проживёт. Сборник Давай поговорим («Ойдо вераськом») стал последним сборником на удмуртском языке, подготовленным самим автором. Он пытается глубже понять то, что находится рядом с ним: людей, их традиции и культуру, каким образом опыт прошлого может обогатить душу советского человека.

В 1978 году сорокачетырёхлетний Флор Васильев погиб в автокатастрофе. Эта «случайная» смерть была объяснена сыном поэта С.Ф. Васильевым как вполне закономерная, истекающая из механизмов командно-административной системы советского государства /Васильев 1992: 312–319/.

Flor Vasziljev
(1934. 02. 15. – 1978. 07. 05)

Flor Ivanovics Vasziljev Berdysi nevű kis faluban Udmurt Köztársaság, Jar járás egy vidéki tanár családjában született. Később ő ugy nevezte a faluját, hogy ez az ő fővárosa. 1948-ban Flor Ukan faluban elvégezte a hét osztalyt és a Glazovi Tanitóképző Főiskolán folytatta a tanulmányait. Itt ő új emberekkel ismerkedett, a kerület társadalmi életében is szerepelt, elsőként ekkor próbált meg verseket irni. Itt is találkozott ő az első feleségével is (Faina Szalamatova, 1964-ban meghalt, fiuk van), valóságosan és szimbolikusan egyesült a két sorsa – Flor és Faina (Flóra és Fauna).

1960: Az első gyűtemenye. Komolyabb irodalmi tanulmányokat Glazovban a Tanitóképző Főiskolán kezdett (1953 – 1958). Abban az időben Glazov a Szovjetunión egyik nukleáris ipári központja lett. Az Intézetben Flor Ivanovics az irodalmi szakkörnek a vezetője volt, ahol az ismert költő és folklorista, D. A. Jasin tanitott. 1959-ben a fiatal Vasziljeva helyi újságnak a szerkesztő – helyttese lett. 1960-ban kiadták az első versgyűtemenyét: Csillagok ragyognak «Ворекъяло кизилиос», ahol fő téma a haza. 1963-ban a fiatal költő családjával Izskarba költözött és a «Комсомолец Удмуртии» úságnál dolgozott. Ebben az évben megjelent a második gyűtemenye is A naphoz «Шунды доры» cimmel. A gyűtemenyben az iró nagyon közel áll a «pop lirikához», a kozmosz téma is megjelenik.

1964 utan: Csendes lirika. Télen 1694-ben az udmurt költőt felvették az Oroszországi Irószövetségbe. Ugyanabban az évben az ő felesége daganatos betegségben meghalt. Ez a tragédia a költő életében és költeszetében is fordulópont volt. Ezután Flor Ivanovics alkotásaiban ésszerű, tartózkodó érzések jellemek meg. A korábbi tapasztalatokkal új témák felé fordul: kiapadhatatlan jótékony forrás – a Természet lett az ő esztétikájának a központi kérdése (Z. Bogomolova, Z. Ponomarjova) és az oroszországi « csendes lirika» irodalmi irányához közelitett. Az utobbi években F. Vaszilyevnak a központi filozófiai témája arra ösztönzött, hogy kérjen segitséget a természet erőitől, валантэмезлэсь кышкан. «Én nem szeretem nyirott fákat», – megirott a költő, de a nyirott fák alatt társadalmi problémak is állnak. 1966-ban megjelent A rólad «Тон сярысь» cimű versgyűteménye. 1968-ban házzasságot kötött az első feleségenek Fainának az unokatestvérével – Emilivel (két fiuk van). 1969-ben kiadott Megint rólad «Нош ик тон сярысь» cimű versgyűteményével F. Vaszilyevnek a neve bekerült az udmurt nemzeti költők sorába. Más költőkkel ellentétben, Flornak nagyon jól sikerültek a forditásai ( Szipacsev, Zsigulin, Balasov stb.), ezért az ő neve orosz olvasóknak is ismert lett már a költő életében. F. Vaszilyev lirikájának az érzelmi tónusa az lett, hogy «Minden rendben van». Itt a józan tudás és remény, a puskini «világos szomorúság», az életi tragikus disszonanciájának a megértése és a lehetőség ezek legyőzésére. A legnépszerűbb ez a bekezdéseke:

A Volgának elég a szélessége, és a kéke, De Kamával ő egyéb erősebb. És nekem nem volt Oroszországom Kis Udmurtiámnélkül.

1970 elején: az etnikai motivumoka erősitése. F. Vaszilyevnek költészetében a következő és éretebb szakasza 1971-ben A szerelem ideje «Гажан дыр» könyvet kiadásával kezdődött. Ezt az időszakot a hagyományos formajához való öntudatos visszatéres jellemezte, de ugyan akkor múton– prétikai összefüggése erösödött «Én pogány vagyok. Az Istene – a Természet». De ez nem jelenti azt, hogy a költő a hivatalos ideológia ellen volt: ő nagy társadalmi munkával foglalkozott, 1975-ben ő az Udmurt Szovjet Köztársaság Legfelsőbb Tánacsának helytettese lett. Nem sokkal azelőtt ő «gerdovszina» -ban volt vádlott. F. Vaszilyev állitólag nacionalista és fontos polgári társadalmi problémákat tudatosan figyelmen kivül hagyott. 1976-ban megjelent Levélhullás hónapban «Куар усён толэзе» gyűteménye, amelyikben az etnikai téma az egyik legvonzobb témája volt. A költői gondolkodására az ősi udmurt élet tényei lettek jellemzők: a nemzeti udmurt hangszert (krezs) csak olyan fából lehet csinálni, amelyiket villám sújtotta, az északi udmurtok a nőket a lakodalmi ruhákban temetették el, ami mókusra vadásztak, az éneket, mint a fegyvert használták. A F. Vaszilyevnek a költészeteben a «forró» ábrázolása fontos. A forró a «kis hazát» és az emberi sorsot jelenti. Az udmurt irodalomban olyan fogalom is van, hogy «florvaszilyevi» vers (A. Skljaev).

Az utolsó gyűteményekben olyan előérzete van, hogy a halála közel van. A kortársak emlékei szerint F. Vaszilyev gyakran mondta, hogy az ő élete nem lesz hosszú . A légyen mondjuk «Ойдо вераськом» versgyűjteménye az utolsó gyűjteménye, amit maga készitett. Ő mindig a közeli embereket, a hagyományokat, a kulturát próbálta megérteni. Hogyan tudja a régi tapasztalat szovjet emberi lelketgazdagitani.

1978-ban 44 éves F. Vaszilyev autóbalesetben meghalt.