СлабовидящимСлабовидящим

Мои первые шаги в науку

28 февраля 2017 г. на базе Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики состоялся заключительный этап ежегодного Межрегионального конкурса исследовательских работ школьников в области удмуртской филологии, фольклора, краеведения и журналистики «Мои первые шаги в науку». На конкурс было представлено 59 научно-исследовательских работ по широкому спектру удмуртоведения. На итоговой школьной конференции работы учащихся оценивались по 5 секциям: «Языкознание», «Фольклор», «Краеведение», «Литература», «Литература и фольклор». В каждой секции было заслушано 11-12-13 докладов. Участниками данного мероприятия были школьники разных районов Удмуртии: Алнашского, Балезинского, Вавожского, Дебесского, Завьяловского, Игринского, Киясовского, Малопургинского, Можгинского, Селтинского, Сюмсинского, Шарканского, Увинского, Якшур-Бодьинского; образовательных учреждений города Ижевск; учащиеся из удмуртских школ Башкортостана и Республики Татарстан.

На секции «Языкознание» в большинстве докладов затрагивалась топонимическая тематика. Хочется особо отметить работу Жукова Евгения и Искандирова Сергея «Татарстанысь шундыпуксён но уйпал вискысьтыз удмурт интынимъёс» (Татарстан Нырьинская СОШ), которые не только собрали огромный материал по топонимии, но создали свой сайт по представленному материалу. В исследовательских работах школьники коснулись проблемы развития и сохранения удмуртского языка непосредственно в своей школе, деревне. Интересными и содержательными были работы, затрагивающие вопросы сравнительно-сопоставительного аспекта лексических единиц, культурологических реалий. При выполнении исследовательских работ учащиеся активно использовали компьютерные технологии (различные диаграммы, таблицы), работы сопровождались презентациями. Внимание жюри привлекли также работы, выполненные в социолингвистическом плане. Абрамова Алина в своей работе «Ӵыжы-выжы кусыпъёсты нимась терминъёс пöртэм вакытъёсы» рассмотрела использование сверстниками, их родителями, дедушками и бабушками удмуртских лексем со значением «мама», «папа». Представленные ею диаграммы показывают, что молодое поколение в речи чаще используют лексемы русского происхождения мама, папа, в то время как в речи старшего поколения звучат удмуртские слова. Отрадно заметить, что большая часть работ была представлена на удмуртском языке.

Выбор тем по литературоведению для исследования радует широтой охвата литературной жизни края, глубиной изучения художественных текстов удмуртских писателей. Школьников интересуют как классические произведения литературы (Г. Медведев, Ф. Васильев, Н. Байтеряков и др.), так и неизвестные страницы биографии просветителей и новинки современной литературы (просветительская деятельность М. Прокопьева, рэп-поэзия Богдана Анфиногенова).

Радует краеведческий аспект при выборе темы исследования, многие доклады посвящены изучению личности и творчества писателей-земляков, этим обусловлена новизна литературного материала. Так ученица Каймашабашской школы Башкортостана Альбина Баширова (науч. рук-ль О.Р. Давлетова) изучила малоизвестные страницы жизни удмуртского поэта и общественного деятеля Максима Прокопьева, начавшего свою трудовую деятельность в её родной школе, собрав воспоминания односельчан и изучив научную литературу о нем. В этом году особое внимание жюри привлекли работы, посвященные стилистическим особенностям языка художественного произведения. Дело в том, что эти аспекты текста современные удмуртские литературоведы зачастую оставляют в стороне, более актуализируя инновационные методы исследования. Поэтому работа ученицы Гобгуртской школы Селтинского района Инны Измайловой (науч. рук-ль Л.Б. Решетникова) о роли выразительно-изобразительных средств в романе П. Блинова «Жить хочется» была отмечена в числе лучших. Победителем же секции стала Вахрушева Ксения (Мувырская школа Шарканского района, науч. рук-ль Н.Ю. Широбокова), предложившая новые подходы к изучению характеров из хрестоматийных произведений на примере романа-трилогии Г. Медведева «Лозинское поле».

На секции «Литература и фольклор» тематика исследовательских работ связана с представлением образов в литературных и фольклорных произведениях. Особо была отмечена работа «Изучение образов и символов в удмуртской частушке (на примере полевых материалов собранных в деревне Карамас-Пельга Киясовского района)» Соловьева Романа, ученика гимназии им. К. Герда.

На секции «Фольклор» тематика докладов в основном связана с освещением разных сторон народных традиций удмуртов: семейных и календарных обрядов, народной медицины и связанных с ними фольклорных текстов. Отрадно, что каждый учащийся под руководством учителя провел плодотворную собирательскую деятельность, то есть активно поработал с информантами, носителями традиций. Были представлены аудио/видео записи исполнения фольклорных текстов, каждый доклад сопровождался презентационным материалом. К сожалению, в большинстве случаев, наибольшее внимание обращено на детальное описание обрядовой стороны. Однако в стороне остается филологическая сторона – анализ фольклорных текстов, сопровождающих обряд. В этом плане самым достойным жюри посчитало работу Чирковой Насти из Исаковской школы Балезинского района, научный руководитель – Захарова Т.В. Она записала от информантов 370 текстов удмуртских частушек и показала свое умение их анализировать. Совершенно оригинальный материал представила Егорова Руфина из Лельвижской школы Кукморского района РТ «Традиции молодежных игрищ в Пасху: Качели». Часть докладчиков описали такие бытующие обряды, как проводы в армию, свадьбу, моления, а другие попытались реконструировать ушедшие из жизни обряды по воспоминаниям старожилов и представили видеоматериал в исполнении фольклорных коллективов.

Хочется отметить, что учителями-руководителями и учащимися проведена огромная научно-исследовательская работа в своих населенных пунктах, что, несомненно, играет важную роль в патриотическом воспитании современных детей, когда на наших глазах вековые народные традиции изменяются.

Наиболее уязвимое место в работах учащихся – это не до конца проработанное оформление цитат и списка использованной литературы. Так как республиканский журнал «Вордскем кыл» («Родное слово») решился на публикацию этих материалов, авторам будущих статей придется еще раз обратиться к технической стороне своих работ.

В каждой секции докладчики были отмечены дипломами и сертификатами. Работы оценивали преподаватели и студенты 4 курса бакалавриата Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики, научные исследователи Удмуртского института истории, языка и литературы, сотрудники Учебно-научной библиотеки им. В. А. Журавлёва УдГУ, Национальной библиотеки УР и научные работники научно-методического журнала «Вордскем кыл».

Итак, победителями заключительной школьной конференции стали:

секция "Языкознание"

  • Жуков Евгений, Искандиров Сергей - 10 кл. Нырьинская СОШ (Татарстан). - Работа "Татарстанысь шундыпуксён но уйпал вискысьтыз удмурт интынимъёс" отмечена дипломом 1 степени. Руководитель Жуков В. Т.
  • Абрамова Алина - 10 кл. Азаматовская СОШ (Алнашский район). - Работа "Чыжы-выжы кусыпъёсты нимась терминъёс пöртэм вакытъёсы" отмечена дипломом II степени. Руководитель Рябина О. В.
  • Павлова Диана - 9 кл. Бобья-Учинская СОШ (Малопургинский р-н) - Работа "Сходство и различия фразеологизмов русского, английского, удмуртского языков, в состав которых входят слова, обозначающие определенный цвет". Руководитель Павлова Е. Г.
  • Фаресова Ирина - 8 кл. Мало-Пургинская гимназия (Малопургинский р-н). - Работа "Формы речевого этикета удмуртского и английского языков" отмечена дипломом III степени. Руководитель Маслакова С. В.

секция "Литературоведение"

  • Вахрушева Ксения - 10 кл. Мувырская СОШ (Шарканский р-н). - Работа "Г. Медведевлэн "Лöзя бесмен" романаз усьтымтэ 3 сэрего сюжетной линия" отмечена дипломом I степени. Руководитель Широбокова Н. Ю.
  • Борисова Ульяна - 8 кл. Писеевская СОШ (Алнашский р-н) - Работа "Богдан Афиногенов - кырӟась, кулбурчи яке крезьчи?" отмечна дипломом II степени. Руководитель Чекина Е. С.
  • Измайлова Инна - 8 кл. Гобгуртская СОШ (Селтинский р-н). - Работа "Петр Блинов "Улэм потэ" романаз чошатонъёслэн интызы" отмечена дипломом III степени. Руководитель Решетникова Л. Б.
  • Баширова Альбина - 8 кл. Каймашабашская СОШ (Башкортостан). - Работа "Максим Прокопьев - удмуртский поэт и просветитель" отмечена дипломом III степени. Руководитель Давлетова О. Р.

Секция "Литературоведение и фольклор"

  • Соловьев Роман - 11 кл. Гимназия К. Герда (Ижевск). - Работа "Изучение образов и символов в удмуртских частушках" отмечена дипломом I степени. Руководитель Демакова Н. И.
  • Карачёва Ксения - 11 кл. Сюрногуртская СОШ (Дебесский р-н). - Работа "Как на святки помирились удмурты и старообрядцы" отмечена дипломом II степени. Руководитель Сигова С. В.
  • Бубина Кристина - 11 кл. Ляльшурская СОШ (Шарканский р-н). Работа "Юсьлэн образэз удмурт мифологиын но туала кылбуретын" отмечена дипломом III степени. Руководитель Малинина С. В.
  • Поторочина Наталия - 9 кл. Юндинская СОШ (Балезинский р-н). - Работа "Толэзьлэн образэз калык кылосын но удмурт литератураын" отмечена дипломом III степени. Руководитель Лекомцева Т. Г.

Секция "Краеведение"

  • Михайлова Любовь - 9 кл. Гожнинская Сош (Малопургинский р-н). - Работа "Гожня гуртысь удмурт нылкышно диськут но пужыос" отмечена дипломом I степени. Руководитель Герасимова Р. П.
  • Кутянова Александра - 8 кл. Узей-Туклинская СОШ (Увинский р-н). - Работа "Топографический план Узей-Тукли 1881 года" отмечена дипломом II степени. Руководитель Сидорова С. П.
  • Мазитова Алена - 8 кл. Карамас-Пельгинская СОШ (Киясовский р-н). - Работа "Уддяди гуртысь Быдӟым куалаос" отмечена дипломом II степени. Руководитель Лопатина Р. М.
  • Рябинина Светлана - 9 кл. Югдонская СОШ (Селтинский р-н). - Работа "История деревни Рязаново" отмечена дипломом III степени. Руководитель Загребина Е. Г.
  • Григорьева Ульяна - 11 кл. Карамас-Пельгинская СОШ (Киясовский р-н). - Работа "Удмуртские числа" отмечена дипломом III степени. Руководитель Колеватова О. Г.

Секция "Фольклор"

  • Чиркова Анастасия - 10 кл. Исаковская СОШ (Балезинский р-н). - Работа "Вае частушкаос кырӟалом" отмечена дипломом I степени. Руководитель Захарова Т. В.
  • Егорова Руфина - Лельвижская СОШ (Татарстан). - Работа "Лельвиж калыклэн ӟечыранэн герӟаськем сям-йылолъёс" отмечена дипломом II степени. Руководитель Андреева Л. М.

Результаты призеров и победителей Конкурса работ учитываются в качестве индивидуальных достижений абитуриентов, поступающих в Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики ФГБОУ ВО «УдГУ» на обучение по направлениям подготовки бакалавриата «Филология», «Педагогическое образование» и «Журналистика».


Мои первые шаги в науку (1) Мои первые шаги в науку (2) Мои первые шаги в науку (3) Мои первые шаги в науку (4) Мои первые шаги в науку (5) Мои первые шаги в науку (6) Мои первые шаги в науку (7) Мои первые шаги в науку (8) Мои первые шаги в науку (9) Мои первые шаги в науку (10) Мои первые шаги в науку (11) Мои первые шаги в науку (12) Мои первые шаги в науку (13) Мои первые шаги в науку (14) Мои первые шаги в науку (15) Мои первые шаги в науку (16)