СлабовидящимСлабовидящим

К вопросу об особенностях системы финского образования

За последние 60 лет система образования Финляндии не претерпевала значительных изменений. Однако в 2019 году ступила на путь преобразований. Почему успешная образовательная система поставила перед собой новые цели и как проходят эти изменения?

Находясь на пересечении западных и восточных культурных традиций, образование в Финляндии было подвержено западному (шведскому) и восточному (славянскому) влиянию. Сегодня в его истории выделяется пять этапов: начальный (шведский 1323–1809 гг.), российский (1809–1917 гг.), неоскандинавский (пред реформенный 1917–1945 гг.), реформенный (1945–1991 гг.) и пост реформенный (1991– гг.). Каждая из этих традиций имела свои цели и задачи, и складывалась в определенный исторический период.

Сегодня Финляндия реализует постреформенный период. В основе этих преобразования лежат:

а) демократизация школы, включающая в себя обеспечение равных шансов на получение образования различными социальными группами;
б) децентрализация управления школой с целью усиления школьной автономии, развитие социального партнерства учебных заведений с институтами гражданского общества;
в) обновление содержания общего образования в соответствии с концепцией «общества знания», его ориентация на развитие когнитивного потенциала учащихся;
г) внедрение общих стандартов обучения для всех учащихся; совершенствовании механизмов оценивания и отчетности;
д) повышение качества обучения и обеспечение его соответствия современному уровню социального и экономического развития общества;
е) совершенствование подготовки учителей на основе принципа обучения на протяжении всей жизни.

Финский опыт уравнивания шансов учащихся, их духовно-нравственного воспитания, борьбы со школьными неудачами, поддерживания престижа профессионального образования также является показательным для большинства стран Европы.

Достижения Финляндии в области дидактики состоят в том, что в стране удалось обеспечить систему адаптивного обучения дидактическими материалами и создать образовательную среду, отвечающую требованиям адаптивного обучения; кроме того, выстроить процедуры оценивания, обеспечивающие необходимую корректировку учебного процесса. Иными словами, обучение адаптируется к нуждам и запросам конкретных учащихся конкретной школы. Так, благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними».

Традиционная гуманитарная направленность финской педагогики, идеи свободного воспитания, концепции индивидуализации обучения воплощены в системе Mastery learning и куррикулумов.

Еще одной особенностью развития современного финского образования является обеспечение индивидуальной поддержки специальных нужд школьников, полная интеграция детей со специальными потребностями в общую школьную систему, воспитательная работа с родителями, а также развитие слойд-педагогики. Слойд (ремёсла) - система учебного ручного труда в общеобразовательных школах (урок труда), направленная на развитие у детей трудолюбия и уважения к физическому труду, а также на приобретение начальных трудовых навыков.

Современными условиями организации и функционирования школьного образования в Финляндии являются:

  • реализация концепции государства всеобщего благосостояния, гарантирующего гражданам материальное благополучие и социальное равноправие;
  • высокие темпы экономического роста, обеспечивающие стабильное развитие школьной системы;
  • политическая культура и доверие к власти, способствующие созданию широкого консенсуса по вопросам образования;
  • позиционирование образования как важнейшей части национальной программы сохранения суверенитета и культурного развития нации, высокий социальный статус школьных учителей, поддержанный качественной профессиональной подготовкой в системе университетского образования.

Школьное образование в Финляндии является одним из самых высококачественных в мире. Изучение и адаптация образовательных практик является наиболее эффективным способом развития современной системы образования. Финляндия на протяжении многих лет демонстрирует высочайшие достижения в сфере образования в международных исследованиях PISA, максимально интересна для экспертизы эффективности образовательных реформ и требований, признанных в европейском обществе наиболее действенными.

По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Финляндия признана лучшей страной для получения школьного образования. Большинство сфер, такие как читательская, математическая и естественнонаучная грамотность финских школьников традиционно на высоком уровне.

Есть мнение, что система образования Финляндии во многом построена на опыте российской имперской школы. Также можно слышать, что финские эксперты полностью заимствовали советскую систему образования, адаптировав её под свои требования. В этих утверждениях есть как правда, так и ложь. На первый взгляд система образования Финляндии не имеет ничего общего с советской школой, а современные реформы и вовсе сводят на нет любые намеки на родство.

Формирование системы образования началось в половине прошлого века. Были выбраны наработки из практики СССР, ГДР, а сама структура (детский сад, школа, а затем и вуз) явно из Российской Империи. Так как финны прагматики, они взяли только то, что им подходило. Несмотря на то, что в Финляндии переводились советские учебники и методики, что там с удовольствием брали на работу советских педагогов, в стране сложилась система, непохожая на другие. Финляндия, как и в свое время Советский союз, гарантирует доступное, качественное образование для всех. Притом, образование бесплатное, в том числе планшеты и ноутбуки, экскурсии и музеи, питание и транспорт. Такое стало возможным из-за высоких налогов в стране. Есть ещё одна отличительная черта финской системы, схожая с СССР. Финские школьники много читают, и не только учебную литературу.

Поговорим об отличиях. Советские дети с детства знают, что учеба- это постоянный труд, в Финляндии при учёбе в школе напрягаться не принято. Нет занятий в выходные, потому что у человека должно быть время на отдых и занятия спортом. На домашние задания никто не тратит больше получаса в день, потому что дети должны проводить свободное время с семьёй, а не с учебниками. Упор делается на то, что учеба должна приносить удовольствие и быть простым и интересным занятием. Оценок в младших классах нет, в старших они появляются, но больше как формальность, чем стимул. Если ученик не справляется с заданием или не усваивает материал, то это проблема учителя и он объясняет непонятное еще раз. В основном на уроках математики дети решают задачи нужные в реальной жизни: как вычислить стоимость товара, уцененного на заданное количество процентов, как узнать налог, требуемый за наследство и так далее.

В финских школах нет плохих и хороших учеников. Сами школы тоже не делятся на плохие и хорошие, поэтому большинство детей идут учиться в ближайшую. Соответственно, качество образования не зависит ни от достатка семьи, ни от региона, где проживает ребёнок, ни даже от его способностей.

Педагогический потенциал Финляндии снабжается высочайшим уровнем прикладных и фундаментальных наук, образовательной политикой и системой образования, которая положила основу процветающей экономической системе.

Преподавательский состав – специалисты высшей квалификации. Профессия преподавателя в Финляндии привлекательна. Поэтому образовательные учреждения по подготовке преподавателей могут отбирать наиболее способных людей для данной работы. Поощряется постоянное образование преподавателей. Преподаватели большинства уровней образования должны ежегодно принимать участие в обучении для повышения квалификации, так как это является частью их трудового договора. Финские преподаватели считают дополнительное обучение привилегией и поэтому принимают в нем активное участие.

Таким образом, система образования в Финляндии ставит своей целью обеспечение высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. В Финляндии наиболее популярен принцип беспрерывного образования и предоставления возможности учиться в любом возрасте.

Жаворонкова С., студентка 1-го курса (2021 г.)