СлабовидящимСлабовидящим

Финляндия – страна лаконичной архитектуры

Разноцветные деревянные дома с белыми оконными рамами: это и есть Суоми – земля тысячи озер. Государство Балтийского моря стало независимым и демократическим только 100 лет назад и является одним из самых молодых в Европе. На сегодняшний день только 13% всех зданий в государстве были построены более века назад. Тем не менее, финская архитектура имеет богатую традицию. Алвар Аалто, Ээро Сааринен или Вильо Ревелл – эти имена известны во всем мире, и их архитектурные работы являются выражением стремления финнов к автономии.

Архитектура и история

Финская Республика является молодым государством. Тем не менее, здесь сохранились исторические постройки. Однако они сильно отличаются от архитектуры других европейских народов. В Финляндии нет роскошных замков, окруженных парками, которые можно найти в Германии, Англии, Франции и Польше. Сохранились не оригинальные финские постройки из бревен, а то, что было построено из камня: массивные крепости и церкви без украшений.

Характерная скандинавская красочная деревянная архитектура начала процветать в XVIII веке. Многие старинные деревянные дома сохранились в старом городе Порвоо и в Кристинестаде на юге Финляндии.

Особенно знаменита церковная архитектура: например, деревянная церковь в Петяйявеси, расположенной в центральной части Финляндии. Церковь была построена из бревен в 1763–1765 годах. Эта лютеранская сельская церковь является типичным примером архитектурной традиции, свойственной восточной части Скандинавии. Она сочетает в себе ренессансную концепцию центрической церкви со старинными формами готических сводов. Церковь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Традиционная деревянная архитектура

Строительство из дерева прочно укоренилось в финской культуре. В IX веке финны импортировали бревенчатые постройки из России. Деревянные дома изначально строили из бревен и бруса, горизонтально расположенных друг на друге. В XVIII веке люди начали красить дома: сначала в красный, а потом и в желтый. В XIX веке бревенчатые постройки было принято обшивать. Деревянная доска была признаком процветания.

Классицизм и национальный романтизм

В финской архитектуре начала XIX века преобладал стиль классицизма. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель построил церковь в Лиминке и собор Лапуа. Его работы сформировали архитектуру центра города Хельсинки.

В начале XX века появившиеся направления национального романтизма и модерна привнесли европейские влияния в архитектуру. Украшения стали более игривыми и богатыми, что, прежде всего, отразилось на традиционной карельской деревянной архитектуре. Финский модерн был сильно вдохновлен национальным эпосом «Калевала», действие которой происходит в Карелии. Наиболее важные архитектурные сооружения в стиле национального романтизма – главный железнодорожный вокзал Хельсинки, построенный в 1919 году архитектором Элиэлем Саариненом.

Элиэль Готтлиб Сааринен (20 августа 1873 года, Рантасалми, Финляндия – 1 июля 1950 года, Блумфилд Хиллз, Мичиган, США) – архитектор, повлиявший на современную архитектуру США, особенно на небоскребы и дизайн церквей. Еще до переезда в США в 1923 году он стал главным архитектором своего поколения в Финляндии. Уже в 1914 году он был широко известен в Европе благодаря построенному им железнодорожному вокзалу Хельсинки (1904–14) и проектам городского планирования в Ревале (ныне Таллинн), Эстония, и Канберре, Австралия.

Центральный вокзал Хельсинки – это сочетание экстерьера из финского гранита с железобетонными внутренними сводами. Вокзал является одним из крупнейших в мире железнодорожных терминалов и одним из немногих, что воплощает эстетику модерна. Сааринен был вдохновлен художественным движением «Венский сецессион» и в своих работах использовал сочетание элементов движения «Искусство и ремесло» с темами традиционной финской сельской архитектуры для создания романтического и национального стилей. Но элементы стиля модерн безусловно просматриваются, особенно в массивных стилизованных статуях с фонарями, которые больше похожи на стиль ранних работ Сааринена, чем сам вокзал.

Архитектура и функционализм

После обретения независимости финская архитектура взяла другой курс, кардинально отличающийся от игривого модерна: отход от использования украшений к более строгой форме. С 30-х годов XX века функционализм стал преобладающим стилем. Алвар Аалто, самый известный финский архитектор, будучи одним из первых представителей скандинавского дизайна, превратил линии озерного и лесного ландшафтов Финляндии в архитектуру изгибов, волн и форм. Для него функция здания заключалась в том, чтобы создать ощущение благополучия для его жителей и пользователей. Туберкулезный санаторий в Паймио, который архитектор построил на юго-западе Финляндии, является одной из главных работ Алвара Аалто и подчиняется принципу: «Исцеление через архитектуру – с помощью форм финской природы».

Хьюго Алвар Хенрик Аалто (3 февраля 1898 года, Куортане, Финляндия, Российская Империя – 11 мая 1976 года, Хельсинки, Финляндия) – финский архитектор, градостроитель и дизайнер мебели, известный в мире благодаря характерному сочетанию изысканности модерна, местных материалов и личного выражения в форме и деталях. 1927 и 1928 года стали важными в карьере Аалто. Он получил плату за три важных здания, которые сделали его самым передовым архитектором в Финляндии и принесли ему мировое признание. Это были здание редакции газеты Turun Sanomat в Турку, туберкулезный санаторий в Паймио и муниципальная библиотека в Виипури (ныне Выборг, Россия).

Современная архитектура

Многое изменилось в финской архитектуре со времен Алвара Аалто, которого считают самым влиятельным архитектором современной Финляндии. Минималистичные и эстетические линии, характерные для современной финской архитектуры, используются повсеместно в дизайне общественных и жилых зданиях в стране.

В настоящее время архитектура Финляндии стала более экологичной и глобальной, получая международное признание и награды. Ярким примером новой финской архитектуры является Центральная библиотека Хельсинки, открытая 5 декабря 2018 года. Новую библиотеку назвали «Ооди» (финский «Oodi» – «ода»). Почти всё здание библиотеки, расположенном в центре Хельсинки, является зоной общего пользования и предлагает широкий выбор услуг. Здание стало центром обширной сети публичных библиотек города. Дизайн здания разделил библиотеку на три отдельных уровня: активный цокольный этаж, спокойный верхний этаж и промежуточный уровень, который выполняет более конкретные функции. Кроме верхнего этажа, фасад Ооди выполнен полностью из дерева, что смягчает общий облик архитектуры вокруг залива Тёёлё. Для наружных стен используется древесина хвойных деревьев. Энергоэффективная библиотека – впечатляющая и привлекательная визитная карточка финской архитектуры.

Архитектура Хельсинки

Хельсинки – это настоящая находка для любителей архитектуры. Трудно найти другой город с таким же широкий разнообразием архитектурных стилей, как Хельсинки: неоклассика, готическое возрождение, модерн, югендстиль, скандинавский классицизм, модернизм, функционализм и современные стили в компактном центре города. Различные исторические периоды оставили свой след в архитектуре Хельсинки.

Сауна Löyly

Хельсинкская архитектурная компания Avanto Architects разработала ступенчатый скульптурный объект с целью возрождения культуры общественной сауны. Сауна – неотъемлемая часть финской культуры и национальной самобытности. В стране проживает 5,4 млн. человек, и построено 3,3 млн. саун. Раньше в крупных городах было много общественных саун, но сейчас, когда в большинстве многоквартирных домов есть свои сауны, количество общественных саун резко сократилось.

Сауна Löyly построена в бывшей промышленной зоне, которую в настоящее время переделывают под жилой район. Бывшая промышленной зоне Хернесаари находится на побережье Хельсинки, менее чем в двух километрах от центра города. Здание разделено на две части: общественные сауны и ресторан. Сауны и общественные места расположены у моря с интересными видами на центр города и на открытое море.

Интерьер ресторана и холл сауны спроектированы творческой студией Йоанна Лаайисто. Дизайн был разработан так, чтобы ресторан был атмосферным и дополнял архитектуру здания. Сами архитекторы называют архитектуру здания «мягким минимализмом», и их задачей было создать в большом холле уютные места для отдыха, похожие на пространство с двумя стеклянными стенами.

Музей Amos Rex

На большой площади в центре Хельсинки разбросаны объекты со структурными стеклянными крышами, которые являются частью музея Amos Rex. Amos Rex был разработан хельсинкским архитектурным бюро JKMM Architects в рамках проекта реконструкции художественного музея. Новый музей Amos Rex, площадь которого составляет 13 тыс. кв. метров, был спроектирован так, чтобы улучшить и структурировать пространство на площади Ласипалатси, придав «новый облик центру оживленной городской культуры».

Проект был завершен в 2018 году. Архитекторы расширили площадь знаменитого здания Ласипалатси, построенного еще в 1930-х годах, выкопав 13 тыс. куб. метров под городской площадью Ласипалатси, чтобы создать пространство главной галереи музея. Общественное пространство было изменено с помощью куполов и стеклянных крыш, которые должны были сформировать новый городской ландшафт. «Мягко изогнутые купола Художественного музея очерчивают пространства разных размеров, которые идеально подходят для проведения мероприятий и времяпрепровождения», - отмечает архитектурное бюро JKMM в описании своего проекта.

Amos Rex, ранее известный как Художественный музей Амоса Андерсона, привносит современность в архитектуру модернистского Ласипалатси. Связь между прошлым и настоящим создает интересную основу для дизайна нового музея.

Новый музей будет доминировать в Ласипалатси. Главный фасад на улице Маннергейминти сохраняет свой первоначальный вид, так как музей располагается внутри. Новейший слой, спроектированный JKMM Architects, переносит нас в это столетие. В новом здании под площадью разместятся выставочные и рабочие пространства.

В больших выставочных залах используются структурные купольные потолки. Мягко изогнутые формы – это архитектурная тема, которая объединяет дизайн площади и художественный музей под ним.

Современная архитектура органично вписывается в окружение, но при этом смело выделяется. Стеклянные крыши связывают музей с площадью, расположенной над ним. В открытых залах нет колонн, и поэтому они могут использоваться для различных выставок в соответствии с современными требованиями.

Часовня тишины Камппи

Часовня тишины Камппи расположена в южной части оживленной площади Наринкка в центре Хельсинки. Это место, где можно отдохнуть от шума и суеты, оставаясь в одном из самых оживленных городских районов Финляндии. Небольшое сакральное здание с изогнутым деревянным фасадом вливается в городской пейзаж. И при этом мягкий интерьер часовни словно окутывает посетителей и защищает их от городской суеты.

К часовне можно подойти со всех сторон. Со стороны улицы Симонкату вы попадаете на небольшую площадь, выходящую на площадь Наринкка. Оттуда лестница ведет вниз до уровня, где распложен вход. Входы расположены в стеклянных фасадах, выходящих на площадь Наринкка и здание Ласипалатси.

В деревянной части здания находиться только само пространство часовни. Другие части выходят на площадь. Входная часть служит еще и в качестве выставочной площадки, где также можно встретиться со священнослужителями и социальными работниками.

Сакральное часть – это тихое место, которое кажется далеким от шумного соседства. Касание света на изогнутой поверхности и ощущение тепла материалов определяют пространство. Внутренние стены часовни выполнены из толстых вощенных ольховых досок. Мебель также изготовлена из массива дерева. Фасады выполнены из изготовленных на заказ досок хвойных деревьев, которые обрабатываются пигментированным прозрачным нанотехнологическим воском.