СлабовидящимСлабовидящим

Даниил Яшин

(24.12.1929 – 29.11.1988)

Даниил Яшин

Даниил Александрович Яшин Можга ёросысь Вуж Какся гуртын вордӥськиз. Пинал дырыз Данииллэн туж секыт вал. Сизьым арес дыръяз атайтэк кылиз. Быдӟым Атыкай Ож кутскыку ик ваньмыз ньылез агайёсыз ивортэк ож бусые ышизы. Номыр соос сярысь тодмо ӧй вал, нош кыкезлэн быремзы сярысь похоронка вуиз. Анаез, весь дугдылытэк бӧрдыса улонтӥяз, дыр, синтэм кылиз. Табере анаезлэн кылиз одӥг пиез, со ик луиз вань осконэз. Даниил котьку юрттӥз анаезлы котькыӵе ужын: бусыын но, юртъер котырын но. Анаез малпа вал, пиез нянь будэтӥсь луоз шуыса. Озьы ӧз кылды. Пинал дыръяз ик Даниил ас улонзэ калыкезлэн адӟонэныз герӟаны малпаз.

Вуж Какся гуртысь школазэ быдтыса, Даниил Яшин Можга педтехникуме пыре. Сое йылпумъян аре печатламын вал «Вало возь» нырысетӥ кылбурез. Егит кылбурчи шӧдэ вал, кылыз но стилез бордын трос ужано на шуыса. Угось соку гинэ пӧрмоз зэмос, калыклэн сюлэмаз пыӵамон кылбур. А. С. Измайлова-Зуевалэн пусъемезъя, та ужез кылбурет удысэ бадӟым вамыш вал, но зэмос поэзия со ӧй вал на, пе. Озьы сюресъёс вуттӥзы Яшинэз Удмурт пединститутысь кылъя но литературая факультетэ. Татысь дышетсконзэ йылпумъям бере, тодосчи Глазкар пединститутэ ыстэмын вал.

Куамын арлэсь трос Удмурт пединститутысь литературно-творческой кружокен кивалтӥз. Кылбурчи ваньмон дырзэ егит гожъяськисьёсызлы сӥзьылӥз. Котькуд выль вормонъёссылы шумпотэ вал, данъяське «будэтэм» пиналъёсыныз. кружоклэн занятиосаз студентъёс кылбур гожъян амалъёсын, прозаез гожъянэн тодматскылӥзы. Пӧртэм аръёсы Даниил Яшинлэн «бурд улаз» гожъяськизы В. Романов, В. Ившин, Ан. Леонтьев, Ан. Перевозчиков, Р. Валишин, П. Куликов, О. Четкарев но мук.

Д. Яшин-дышетӥсь. Глазкар пединститутысен (1951) Д. Яшин аслэсьтыз улонзэ егит дышетисьёслы тодон-валан сётонэн герӟа. 1959-тӥ арысен со Удмурт пединститутын (1972 – Удмурт Кун Университет) дышетӥсь-доцент луыса тырше. Куамын арлэсь трос Даниил Александрович кунмылэн вузъёсаз калык кылосбурез но удмурт литератураез дышетӥз, соослэн методикаенызы тодматӥз. Солэсь дышетэм студентъёссэ кунмылэн пӧртэм сэрегъёсаз пумитаны быгатӥськомы. Проф. И. В. Тараканов туж шуныт кылъёсын тодаз вае Даниил Яшинлэсь ужамзэ: «…Лекцизэ со котьку дыртытэк лыдӟе вал, валтӥсь малпанъёсты дышетскись мед гожтыны вуттоз шуыса. Ноку но кагаз вылысь ӧз лыдӟылы, котьку выль сямен, студентлы валамон вералляз. Лекцизэ веракуз, пукисьёслы юанъёс сётъялляз, валазы-а меда ӧз-а шуыса валаны тыршыса…».

Д. Яшин-тодосчи. Удмурт музъемлэн пиез улытозяз весь дышетскиз, выль книгаос бордын ужаз. 1962–1965-тӥ аръёсы аспирантураын дышетскиз, 196-тӥ арын удмурт калык выжыкылъя кандидат диссертацизэ утиз, ар улыса солы доцент ним сётӥзы. Трос вакыт ӵоже пӧртэм дышетсконниосын ужатозяз, фольклоръя но удмурт литературая лекциос кылдытӥз, студентъёсты финн-угор калыкъёслэн лулчеберетэнызы тодматӥз, педпрактикае но фольклор экспедициосы поталляз. Вакчи улонэз куспын Даниил Яшин кызьлэсь трос тодослыко ужъёс но учебникъёс, 400-лэсь ятыр тодослыко статьяос гожтыны вуттӥз.

Кылбурчи. Д. Яшин-кылбурчи удмурт кылбуретэ 1950-тӥ аръёслэн пумазы вамыштӥз. Нырысетӥ кылбуръёсын бичетэз «Ортчисьтэм егит дыр» («Непроходящая молодость») 1959-тӥ арын потӥз. Даниил Яшинлэн 12 кылбур бичетъёсыз потӥзы (кыкез соос пӧлысь пиналъёслы), тросэз соос Россиысь литератураын бадӟым инты басьто, кылсярысь «Эшъёс ке вань» («Если есть друзья»), «Ыркыт тӧл» («Свежий ветер») но мук. Яшинлэсь лириказэ аспӧртэмлыко каре лиризм, озьы ик кылбуръёсызлэн калык традициослы матын луэмзы («Зэрпал лёгет»). Солэн лирикаез югытэзлы, шунытэзлы, ненегезлы, адямилэн сюлмо луэмезлы сӥземын.

Кылбурчи егитлыкез, эшъяськонэз туж вылэ ӝутӥз, трос солэн озьы ик кылбуръёсыз, кудъёсаз юмор но ирония валтӥсь инты басьто. Но со лек серекъян ӧвӧл – капчиен, эшлыко серекъян, нокинлы вӧсьсэ но уродзэ ваисьтэм.

Калык кылосбур тросэзлэн кылбуръёсызлэн инъетэз луэ. Одӥг пол лыдӟыса, сое валаны но уг луы кадь. Кыӵе ке вакчи чуръёсын ӵемысь ватэмын луэ авторлэн ас калыкез, солэн сям-йылолъёсыз понна сюлмаськемез. Та но, дыр, Даниил Яшинлэсь поэзизэ мукет авторъёслэсь аспӧртэмлыкогес, солы гинэ тупась каре. Озьы ик Даниил Яшинлэн кылбуръёсыз пуштросэнызы туж узыресь, кудъёссыз ас сяменызы эпослы матын луо. Автор котькуд адямилы матын луыны турттэ, ӟуч эстрадной лирикалэн тулкымез пала кыстӥське. Кылбуръёсысьтыз чуръёс али дыре но калык пӧлын вӧлмемын.

Даниил Яшин кытчы ке дыртыса кадь улӥз. Кыӵе уж борды гинэ ӧз кутскылы со, ваньмыз пӧрмылӥз. «Мед кылёз пытьы» кылбурез луэ вань улонэзлы девиз выллем:

     Вамыштоно ке – мед кылёз пытьы,
     Вазиськоно ке – мед кылёз куара.

(Анна Райкова, Галина Глухова)

Daniil Jashin

(24.12.1929 – 29.11.1988)

Daniil Jashin syntyi Mozga aluessa Vanha Kaks'a kylässä. D. Jashinin nuoret vuodet olivat tosi vaikea. Kun hänelle oli seitsemän vuotta kuoli isänsä. Toisen Maailman sodassa kuolivat neljä veljäänsä. Heistä ei ollut mitään viestiä, mutta kahdesta veljestä tullut kaksi kirjettä heidän kuolemasta. Jashinin äiti paljon itki ja sen vuoksi myöhemmin menetti näkönsä. Tämän jälkeen aidillä jäi vaan yksi toive, hänen ainoa poika. Daniil aina autti äitiä kaikkialla: pellossa ja kotona. Äiti ajatteli, että pojasta tulee viljelijä. Äidin mietensä ei toteutui. Vielä nuorena Daniil päätti antaa omaa elämää kansalle.

Kun Jashin päätti Vanha Kaks'a kylän koulua, hän menee pedagogin ammattikouluun. Ammattikoulun lopettaminen vuonna oli julkaistiin Jashinin ensimmäinen kokoelma «Valo niitty». Nuori runoilija tuntee, että vielä täytyy paljon työskenellä kieltä ja tyyliä. Koska vain silloin syntyy todellinen ja kansan sydämessä imeydytty runoa. A. S. Izmailova-Zujeva merkitsee, että Jashinin ensimmäinen runo ollut runouksessa iso askel, mutta ei oli vielä todellista runousta. Sen vuoksi nämä tiet veivät Jashinia Udmurtin pedagogin instituutista kielen ja kirjallisuuden tiedekuntaan. Kun Jashin päätti pedagogin instituuttia, häntä lähetettiin Glazov instituuttiin.

Yli kolmekymmentä vuotta Jashin johti Udmurtin pedagogin instituutista kirjallisuuspiiriä. Runoilija omansa vapaa aikaa omistaa nuoreille kirjailijoille. Jashin aina iloitsi jokaisesta uudesta voitosta, ylpeilee nuoreilla kirjailijoilla. Kirjallisuuspiirissä opiskelijat tutustuivat runoon ja runoukseen. Eri vuodeissa Daniil Jashinin kanssa olivat V. Romanov, V. Ivshin, An. Leontjev, An. Perevozshikov, R. Valishin, P. Kulikov, O. Chetkarev ja muut.

D. Jashin – opettaja. Glazov pedagogin instituutissa (1951) Jashin opettaa nuoria opettajia ja antaa heille omaisia tietoja. Vuonna 1959 hän työskentelee Udmurt pedagogin instituutissa (1972 – Udmurtian valtionyliopisto) dosentti-opettajana. Yli kolmekymmentä vuotta Daniil Aleksandrovich opetti tasavallan korkeakouluissa folklorea ja udmurtin kirjallisuutta, tutustutti niiden metodikkaan. Hänen opettamisen opiskelijoita voidaan tavata valtion erilaisissa paikkoissa. Professori I. V. Tarakanov hyvin muistelee: «Jashin aina kertoi ominaisia luentoja hitaasti, jotta opiskelijat ehtivät kirjoittaa. Ei koskaan lukenut paperista, aina kertoi opiskelijoille uudeksi ja selvästi. Luennon jälkeen aina antoi kysymyksiä, koska halui tietää, ymmärsivätkö opiskelijat tai ei...»

D. Jashin – tiedemies. Udmurtin maan poika, hän koko elämä opiskeli ja myös työskenteli uuden kirjan tekemisesta. Vuonna 1962 – 1965 Jashin opiskeli jatko-opintossa, vuonna 1967 hän puolustaa väitöskirjaa, sen nimi oli «Udmurtin kansan satuja», vuoden kuuluttua Jashinille annettiin dosentti arvonimi. Monet vuodet Jashin työskenteli erilaisessa kouluissa, loi folkloresta ja udmurtin kirjallisuudesta luentoja, tutustutti opiskelijoita suomalais-ugrilaisen kansan kulttuuriin, kävi pedagogin käytännössä ja folkloren retkissä. Jashinin elämä oli lyhyt, mutta hän ehti kirjoittaa enää kaksikymmentää tieteellista teosta ja oppikirjaa, myös Jashin ehti kirjoittaa enää neljäsataa tieteellista artikkelia.

Runoilija. D. Jashin-runoilija udmurtin runoukseen tuli 1950- vuoden lopussa. Ensimmäinen runojen kokoelma «Ikuinen nuoruus» valmistui vuonna 1959. Daniil Jashinilla julkaistettiin 12 kokoelmaa (kaksi heistä nuorille), monet kokoelmat ottavat iso sija Venäjän kirjallisuudessa, esimerkiksi «Jos ystävät on», «Raikas tuuli» ja muut. Jashinin lyriikka erotetaan lyyrisyyttä ja hänen runot ovat läheisiä kansan perintelle. Hänen lyriikka on valoisa, lämmin, pehmeä ja ihmisen sydämellinen. Runoilija nostetti ylös nuoruutta, ystävyyttä, myös Jashinilla on paljon runoja, joissa huumori ja ironia ovat tärkeisiä. Mutta se ei ole ilkeää naurua, vaan kevyt nauru.

Folklore on moneiden runojen perusta. Jos luet ensimmäisen kertaa, sinä et ymmärä sitä. Lyhyessä rivessä kirjoittaja piilottaa omainen kansa ja hänen ajatuksia. Se tekee Jashinin runot erilaisempi. Hänen runojen sisältö on rikas ja monet ovat kuin eepos. Kirjoittaja haluu olla lähempi jokaiselle ihmiselle. Runoista rivet jo tällä hetkellä ovat kansassa.

Daniil Jashin aina asui kuin kiiressä. Kun hän oli aloitettu jonkinlainen työ, se aina onnistui. «Jättäköön jälkeensä jälki» nimisen runo on hänen koko elämän tunnuslause:

     Jos astua – jättäköön jälkeensä jälki,
     Jos vastata – jättäköön jälkeensä ääni.

(Alena Kazakova – Anna Raikova, Galina Gluhova)

Daniel Yashin

(24.12.1929 – 29.11.1988)

Daniel AleksandrovichYashin was born in 1929 in a village of Starye Kaksi, Mozhga district in a peasant family. The village life and plow tail taught him to feel the beauty of his native land and love it since his childhood. Teenage years occurred in the hard years of War II. Four of his elder brothers went to the battlefield never to return. Daniel was the last hope of his mother to continue the Yashin family tradition. But the other fate awaited him.

Finishing the school in Starye Uberi, he entered Mozhga Teacher Training College. It formed his attitude to life and professional views of a future teacher, scholar and poet. During the last year of the study he published his first poem titled “Meadows around the river Valo” («Вало возь», «Луга вокруг реки Вала»). Finishing the College with honors, he entered the Faculty of Language and Literature at the Udmurt Pedagogical Institute. Graduating from it again with honors, he was sent to Glazov Teachers Training Institute.

D. Yashin, the teacher. Since 1951 all his working life had been devoted to training of young specialists for public education. In 1959 he became professor of Udmurt Pedagogical Institute (since 1972 Udmurt State University). Forty years Pr.Yashin delivered lectures in udmurt folklore and literature, and studied and taught methods of teaching these subjects. These days his former students can be found in different parts of the republic and even abroad. When he started his teaching career, he also organized literary and artistic club.

It appeared a solid basis for intending writers to begin their careers in literature. Yasin proved himself as a good friend, a wise mentor and a teacher to them. He was a professional lecturer and a skillful orator, and students always listened to him with great interest. Recalling his lectures, professor I.V. Tarakanod writes: ”The teacher delivers his lectures slowly, so that his students have time to write down main ideas. He never cares his notes, but freely improvises and or skillfully stops his speech and asks students, forcing them to think synchronously, follow the line of reasoning, raising more and more problems…” During the university years he developed lectures not only in udmurt folklore and folklore of the finno-ugric peoples, but also in udmurt literature. What’s more, he gave lessons of teaching the udmurt literature, supervised projects and dissertations, teaching training and folklore collecting practice.

As a scientist, D.Yashin constantly improved his skills. In 1962-1965 he was a post-graduate student in Moscow. In 1967 he defended his thesis in udmurt folk tales, and a year later he was promoted associate professor. His career resulted in about 23 works, textbooks and about four hundred articles. The period of Yasin’s scientific activity (1960-1980-s) is regarded an epoch in the Udmurt folklore. To the end of his days the researcher used to defend his position in this field. He was one of the first udmurt folklorists, who published a tutorial with the characteristic of main genres of folk poetry, which appeared under the title “Udmurt folklore”. In his views Pr.Yashin strived for objective analysis of facts and their careful treatment. The most considerable chapter of his heritage is the comprehension of the epic traditional phenomenon of udmurt people.

As a poet, D.Yashin entered the udmurt poetry in the late fifties, in the boom period of Russian pop lyrics. The first collection of his poems under the title “Lingering youth” («Непреходящая молодость», «Ортчисьтэм егит дыр») was published in 1959. He became author of 12 books of poetry (two of them for children) and many of them became a notable event in the national poetry, for example, “If you have friends” («Если есть друзья», «Эшъёс ке вань»), “Fresh wind” («Свежий ветер», «Ыркыт тӧл»), “Waiting” («Ожидание»), “Spring colorfulness” («Весеннее разноцветье»), etc. The poet chanted youth, friendship. There are a lot of very witty and humorous miniatures, the main features of which are elegance of characteristics and underlined laconism. Meaning is the point in Yashin’s poetry.

Some lines of Yashin’s works have grown into folk sayings. They are cited in reports, lectures, even in school posters. And this is probably the greatest recognition for the man and his work.

His poem “Let the trace remain” («Пусть остается след», «Мед кылёз пытьы») has become the motto of his life:

     “If you made a step, a trace should be left,
     If you uttered a word, the voice should remain. (should be left)”

Даниил Яшин

(24.12.1929 – 29.11.1988)

Даниил Александрович Яшин родился в крестьянской семье в деревне Старые Какси Можгинского района. Деревенская жизнь и крестьянский труд с детства его научили видеть красоту родной земли и полюбить свой родной край. Юношеские годы Даниила прошли в тяжелые военные годы. Четверо старших братьев ушли на фронт и остались на поле боя. Даниил был последней надеждой матери в продолжении семейной традиции хлеборобов Яшиных. Но Даниил Яшин не стал хлеборобом, его ждала другая судьба.

Окончив Староюберинскую школу, он поступил в Можгинское педучилище, в котором определились его жизненная позиция и профессиональные взгляды будущего педагога, ученого и поэта. В год окончания педучилища было напечатано первое стихотворение Яшина «Вало возь» («Луга вокруг реки Вала»). Окончив педучилище с отличием, Даниил Александрович поступает на факультет языка и литературы Удмуртского пединститута. Окончив вуз снова с отличием, он был направлен в Глазовский пединститут.

Д. Яшин-педагог. С 1951 г. вся трудовая жизнь Д. А. Яшина связана с подготовкой молодых специалистов для народного образования. С 1959 г. он является преподавателем Удмуртского пединститута (с 1972 г. Удмуртского госуниверситета). Около сорока лет Даниил Александрович преподавал в вузах республики удмуртский фольклор и литературу, занимался методикой преподавания этих дисциплин. Его воспитанников можно встретить в разных уголках республики и за её пределами. Начав свою педагогическую деятельность, Даниил Александрович сразу же организовал литературно-творческий кружок, который на протяжении всей его жизни стал для пишущей молодежи базой для творческого их развития. Даниил Яшин был для них хорошим другом, наставником, учителем. Он был профессиональным лектором и умелым оратором, его лекции студенты всегда слушали с особым интересом. И. В. Тараканов (профессор), вспоминая о лекциях Даниила Яшина, пишет: «Лекцию преподаватель читает не спеша, заботясь, чтобы студенты успели записать основные мысли. Не по записям говорил он, а как бы свободно импровизируя, умело прерывая слова свои вопросами к студентам, заставляя их мыслить синхронно с ним, следить за ходом рассуждений, ставя новые и новые проблемы…». За годы работы в вузах он разработал лекции не только по удмуртскому фольклору и фольклору финно-угорских народов, но и по удмуртской литературе, вёл занятия по методике преподавания удмуртской литературы, руководил курсовыми и дипломными работами студентов, выезжал вместе со студентами на педагогическую практику и фольклорные экспедиции.

Д. А. Яшин-учёный постоянно повышал свою квалификацию. В 1962– 1965 гг. он учился в аспирантуре в Москве, в 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по удмуртским народным сказкам, годом позже ему было присвоено звание доцента. За свою жизнь он написал около 23-х научных работ и учебников, около четырехсот научных статей. Период активной научной деятельности Д.А. Яшина (1960–1980-е гг.) можно назвать целой эпохой в удмуртской фольклористике. До конца своих дней исследователь отстаивал свои позиции в этой области. Он был одним из первых удмуртских фольклористов, который выпустил учебное пособие с характеристикой основных жанров народной поэзии «Удмурт фольклор». В своих научных выводах он стремился к объективному анализу фактов, их тщательному сопоставлению. Самой солидной страницей в его научном наследии является осмысление феномена эпической традиции удмуртов.

Д.А. Яшин - поэт вошел в удмуртскую поэзию в конце пятидесятых годов, в период расцвета русской эстрадной лирики. Первый сборник его стихов «Ортчисьтэм егит дыр» («Непроходящая молодость») вышел в свет в 1959 г. Он стал автором 12-ти поэтических сборников (два из них для детей), многие из них стали заметным явлением в национальной поэзии: «Эшъёс ке вань» («Если есть друзья»), «Ыркыт тӧл» («Свежий ветер»), «Ожидание», «Весеннее разноцветье» и др. Поэт-лирик воспевал молодость, дружбу, немало у него юмористических миниатюр, весьма остроумных. В них – отточенность характеристик, подчёркнутый лаконизм. Главным в поэзии Яшина является смысл.

Строки из произведений Даниила Яшина стали народными изречениями. Они цитируются в докладах, лекциях, помещаются в плакатах школ на видном месте. А это, наверное, самое большое признание для человека и его творчества.

Его стихотворение «Мед кылёз пытьы» («Пусть остаётся след») стало девизом его жизни:

Вамыштоно ке – мед кылёз пытьы,           Коль сделал шаг – пусть остаётся след,
Вазиськоно ке – мед кылёз куара.           Коль слово молвил – пусть остаётся голос.

(Анна Райкова, Галина Глухова)