СлабовидящимСлабовидящим

Геннадий Красильников

(7.07.1928 – 11.04.1975)

Геннадий Красильников

Геннадий Дмитриевич Красильников вордӥськиз Алнаш черкогуртын. Алнашысь шор ёзо школаез йылпумъяса, Ленинградысь связья училищее дышетскыны пыриз вал, но тазалыкез лябен отысь бертоно луиз. Собере кык ар Алнаш детдомын воспитатель луыса ужаз. Огвакыт артистлы дышетскыны малпа вал, но конкурс пыр ӧз ортчы.

1953: Литературае пырон. 1952-тӥ арын Геннадий Красильников пыриз дышетскыны Москваысь М. Горький нимо Литературной институтэ. Москваын дышетскон аръёсыз тунсыкоесь но емышоесь вал. Со тодмо писательёс пӧлын но тунсыко тодосчиос дорын дышетскиз, трос ӟуч но кунгож гожъяськисьёсын пумиськылӥз но кенешылӥз. Институтын литература омырен шоказ, тужгес но шунытскон («оттепель») вакытлэн эрико омыреныз. «Москваын дышетскон аръёсыз ик егит прозаиклы искусство удысысь выль мертэтъёсыз но куронъёсыз валаны юрттӥзы. Соос герӟаськемын вал огшоры адямилэсь дунзэ, улон философизэ но пушдуннезэ суредан амалъёсын» /Удм лит. 2008: 189/. Татын 1953-тӥ арын со веросъёсын нырысетӥ сборниксэ поттэ, кудӥз нимаське «Огшоры нунал». Та веросъёсаз автор огшоры адямиез огшоры югдуръёсын возьматӥз, та ласянь со ӟуч литератураысь «деревенская проза» ӧрлы матын луэмзэ возьматӥз. Геннадий Красильников азьланяз но веросъёс гожъямысь ӧз дугды.

Студент дыръяз ик со гожтӥз нырысетӥ повестьсэ – «Вуж юрт». Та кузьмадёс Красильниковлэн диплом ужез вал. Повестьын валтӥсь интые потэ егит Олексанлэн ас анай-атаеныз конфликтэз. Прозаик реализм амаллэсь пӧртэм луонлыкъёссэ уже кутӥз, угось отын полэстӥсько соцреализмлэн но, критической реализмлэн но, магической реализмлэн но (Макар Кабышев бырыку, тылобурдоез, позыртӥськем писпуэз, синтэм валэз, горд кузьылиез возьматон) тодметъёссы.

1957–1963: Алнашын. Дышетсконзэ йылпумъяса, Геннадий Красильников Алнаше ужаны но улыны бертӥз. Та вакытэ со профессиональной гожъяськись, мерлыко ужась но депутат вал. Геннадий Красильниковлэн улоназ «алнаш вакыт» тужгес но шудоез вал, дыр. Та аръёсы со гожтӥз «Тӧлсяська» романзэ, кудӥз «Вуж юрт» повестьлэн кыкетӥ люкетэз луэ. Прозаик азьвыл ӝутэм ужпумъёсты паськытатэ но муромытэ, вуж улонлэсь – «вуж юртлэсь» – инъетъёссэ вашкала вакытысь гинэ уг, туала вакытысь но шедьтыны быгатэ.

Алнашын улыкуз ик Красильников поттэ «Тонэн кылисько» повестьсэ, кытын валтӥсь герой, Алёша Курбатов, городэ дышетскыны пырыны ӧз быгаты но гуртаз ужаны берытсконо луиз. Выль сямен ужакуз, гуртысь адямиосты Алёша мукет сямен адӟе но гурт ужез дунъяны кутске.

1963 бере: Ижевскын. 1963-тӥ арын Г. Красильниковез Удмуртиысь Писательёслэн огазеяськоназы тӧрое быръё, соин валче 1964-тӥ арын со Ижкаре улыны выже. Иже лыктыкуз, со оске, удмурт литератураез азинтонын трос луонлыкъёс усьтӥсько шуыса, но озьы уг пӧрмы: мерлыко уж таланто прозаиклы шокчон дыр но уг сёты. Ижевскын улыкуз, Г. Красильников «Арлэн кутсконэз» романзэ печатла. Романын кык пӧртэм философиен улӥсь эмъясьёс суредамын: огласянь, арлыдо но трос шуг-секытъёс пыр ортчем главврач Алексей Соснов, кудӥз понна уж но адямилэн висёнэз, куректонэз нырысь интыын; мукет ласянь, егит но визьмо, кескич, ассэ яратӥсь но кивалтон уж сярысь малпась хирург Световидов, кудӥзлэн аслаз улон философиез (та ласянь Световидов матын луэ Л. Леоновлэн «Русский лес» романысьтыз Грацианскийлы, В. Астафьевлэн «Царь-рыба» мадёсысьтыз Гога Герцевлы но мук.).

Г. Красильников весь выльзэ утчаз, со тужгес но шӧдӥськиз пичи жанръем ужъёсаз. Кылсярысь, «Кошкисез мед кошкоз» верос пумысен бадӟым кылож ӝутӥськылӥз, кудӥз туннэ нуналозь но ӧз чалмы ай /Пукроков 2009: 170; Шкляев 2009: 178/. Г. Красильниковлэн берпуметӥ ужез – ӟуч кылын гожтэм неоверос – Рваные сны. Куд-ог критикъёс (А. Зуева, Н. Лекомцева) отысь экзистенциализмлэсь тодметъёссэ но висъяло.

Г. Красильников трос малпанъёссэ быдэстыса ӧз вутты. Секыт висьыса, 1975-тӥ арын оштолэзе со улонысь кошкиз.

(Павел Шибанов, Светлана Арекеева)

Gennady Krasilnikov

(7.07.1928–11.04.1975)

Gennady Dmitrievich Krasilnikov was born in Alnashi. Finishing the village school, he entered the Higher School of Military Communications in Leningrad city, but because of his bad health condition, he had to leave it and go back home. Here he worked as a mentor in the orphanage within a year.

The year of 1953: Beginning of literary career In 1952 Gennady Krasilnikov entered the Institute Literature after M. Gorky, Moscow. He soon married and had a son. His study attracted him very much, and so it was interesting and productive for the young writer. His fellow students became well-known writers in the nearest future, both Russian and foreign ones who enriched his imagination and enlarged his outlook and gave a violent impulse to rid the young Udmurt prose of socialistic and realistic restrictions and boundaries, and finally helped the beginning Udmurt writer feel the requirements of the new era and art. The innovation was in representing the psychology and the philosophy of an average and ordinary person, his inner world. In 1953, his first collection of stories The Ordinary Day appeared («Огшоры нунал», 1953). These stories represent ordinary people in ordinary life circumstances; moreover, they gave beginning to a new brand in the Udmurt literature called ‘countryside stories’ and G. Krasilnikov chanced to be its beginner.

When being a student of Moscow Institute of Literature he wrote his first novel The Old House («Вуж юрт») which was his graduation work. The story tells about a young man Oleksan who is involved into the conflict with his parents. The latter would want to develop in him a desire to fortune making and love to property. However, requirements of the new time do not allow Oleksan to go along the old traditions, rules and ways of living. Apart from very realistic events, the author depicts quite magical drawings: e.g., Makar’s death in the woods is described with the help of superstitious images of a red ant, a blind horse, etc., which still remind of strong pagan beliefs in Udmurts. Thus, the novel represents a combination of various types of realism: socialist, critical and even magical.

1957-1963: Alnashi period. In 1957, Krasilnikov graduated from the Institute of Literature. His supervisor recommended him to carry on his studies, however, G. Krasilnikov preferred a rural life and professional writer’s work in Alnashi to it. Eventually The Barren Flower («Тӧлсяська») was created as the second part of The Old House. Developing the plot of «The Old House», the writer searches for the source of property instincts both in past and present-day life of his characters (L. Fedorova).

In 1960, Gennady Krasilnikov published the story I Am Staying with You («Тонэн кылисько»). The main character of the story is Alexey Kurbatov who failed to enter the university and had to return to the home village. «Krasilnikov’s young hero discovers that the purport of life is in hard daily work. … Being engaged in in this, he joins the country world». (T. Zaitseva)

Post 1963s: Izhevsk period. In 1964, Gennady Krasilnikov moved to Izhevsk. He was sure that he would be able to remove boundaries in the field of Udmurt prose and let it develop, but his public duties entirely took all his time and energy. Nevertheless, The Beginning of Year («Арлэн кутсконэз») appeared. The novel pictures two doctors with antagonistic life philosophies: on the one side, elderly and trialed by Stalinist repressions the head physician Alexey Sosnov, who considers the problems of patients to be more important than his own ones; and a young and clever surgeon Svetovidov whose ambition is to make a successful career, on the other side.

Gennady Krasilnikov always searched for something new. The new is particularly seen in his short stories, for example, the story Torn Dreams («Рваные сны») features existentialistic traits.

G. Krasilnikov left his many works unfinished: because of a serious illness, he died in 1975.

(Регина Картошкина, Татьяна Репина)

Геннадий Красильников

(7.07.1928–11.04.1975)

Геннадий Дмитриевич Красильников родился в селе Алнаши Удмуртии. Окончив среднюю школу, он поступил в Ленинградское училище Военных Сообщений, но по состоянию здоровья был вынужден оставить его и вернуться домой. Дома он в течение года работал воспитателем в детдоме.

1952: Вход в литературу. В 1952 году Геннадий Красильников поступает в Литературный институт имени М. Горького. Через год женится (один сын). Учеба в Москве была интересной и плодотворной, общение с известными писателями (в том числе с зарубежными) помогла молодому прозаику раздвинуть границы удмуртской литературы, находившейся в то время в прокрустовом ложе соцреализма. Новаторство было в способах изображения философии и психологии простого человека.

В первом сборнике рассказов Обычный день («Огшоры нунал») автор изображает обычных людей в обычных ситуациях, что позволяет говорить о начале формирования феномена «деревенской прозы» (ср. «Привычное дело» Вас. Белова). В студенческие годы Г. Красильников создает повесть Старый дом («Вуж юрт»), которая стала дипломной работой. В повести «на примере судьбы героев двух поколений Кабышевых писатель втягивает читателя в раздумье о том, что колхозная жизнь не в состоянии мгновенно преобразовать внутренний мир крестьянина. Его неготовность к коллективному образу жизни, ломка вековечных устоев деревенского быта могут оказаться трагичными» /А я остаюся с тобою 2008: 22/. В основе повести лежит конфликт между главным героем Олексаном и его родителями. Они безуспешно пытаются привить сыну любовь к собственничеству, «старому дому», в т.ч. и к старым традициям. В повести синтезируются различные виды реализма: социалистического, критического и даже магического. Так, финал произведения, изображающий «случайную» смерть Макара Кабышева в лесу, актуализирует образы красного муравья, вещей птицы, свилеватого дерева и слепой лошади, вечно вращающейся по одному и тому же кругу.

1957–1963: В Алнашах. В 1957 году Красильников окончил Литературный институт с отличием. Его руководитель настоятельно рекомендовал ему остаться в аспирантуре, но Красильников предпочел сельскую жизнь и профессиональную писательскую работу в родных Алнашах. Здесь он пишет продолжение повести «Старый дом» – роман Пустоцвет («Толсяська»). Продолжая сюжетную линию повести, «писатель объясняет истоки собственничества не только прошлым героев, но и ищет причины в настоящем» /А я остаюся с тобою 2008: 24/. Возникает вопрос: Зоя Кабышева – это отклонение от норм национального характера или все же явное проявление удмуртской ментальности? В чем причина, что Г. Красильников столь критично оценивает свою героиню, в отличие, скажем, от А. Солженицына в рассказе «Матренин двор»? Эти вопросы особенно актуальны для современных читателей, живущих в условиях новой России.

Во время работы в Алнашах Геннадий Красильников издает повесть Остаюсь с тобой («Тонэн кылисько»). Главный герой – Алексей Курбатов – не смог поступить в институт и ему приходится возвратиться в родную деревню. Повесть ярко вписывается в традиции российской «деревенской прозы» – со всеми ее плюсами и минусами о представлении национального идеала, ладового начала. «Молодой герой Красильникова находит своё призвание в труде. /…/ Занимаясь повседневными крестьянскими делами, он всем сердцем прикипает к деревенскому миру» /Зайцева 2009: 50/.

После 1963: В Ижевске. В 1963 году на очередном съезде писателей Красильников был избран председателем правления Союза писателей Удмуртии. В 1964 году ему пришлось переехать в Ижевск. В столице республики он был уверен, что сможет серьезно раздвинуть границы удмуртской прозы, но общественная работа отнимает все его силы. В полифоническом романе Начало года («Арлэн кутсконэз», 1965) изображены два врача с разными жизненными философиями. С одной стороны, пожилой и прошедший сквозь сталинские репрессии главврач Алексей Соснов, для которого на первом месте проблемы больного (однако отстаивать свои принципы он не может или даже не хочет). А с другой стороны, молодой и умный хирург Световидов, скрыто отстаивающий принципы западного прагматизма и умело использующий в достижении своих целей оппонентов Соснова. В философии Световидова обнаруживаются черты ницшеанствующего героя, с которым так боролась русская советская проза (напр. Грацианский из «Русского леса» Л. Леонова, Гога Герцев из «Царь-рыбы» В. Астафьева).

Геннадий Красильников всё время искал новое, что особенно проявлялось в малых жанрах. Дискуссии вокруг рассказа Пусть уходит («Кошкисез мед кошкоз») не умолкают по сей день: можно ли оправдать дерзкий поступок Кирилла Васильева, когда правление колхоза смотрит на своих подчиненных как на «винтиков»? На фоне огульной критики индивидуалиста Кирилла более интересны мысли о нежелании и неумении руководителей работать с людьми (Ф. Пукроков), о нежелании писателя Г. Красильникова подняться до глубоких обобщений (А. Шкляев) и др. Последнее произведение Г. Красильникова – неорассказ Рваные сны (на рус. яз.) – осмысливается рядом удмуртских критиков /А. С. Зуева 1997: 100-120; Н.В. Лекомцева, 2002: 278-285/ как подступ к экзистенциализму.

Очень многого из задуманного прозаик не успел завершить, из-за тяжелой болезни он скончался в 1975 году.

(Павел Шибанов, Светлана Арекеева)

Gennadij Krasailnikov

(7.07.1928–11.04.1975)

Gennadij Dmitrievich Krasailnikov syntyi Udmurtiassa Alnashi kylässä. Koulun jälkeen hän pääsi Sodan Ilmoituksien kouluun Leningradissa, mutta hänen terveydensä takia hän palasi kotiin.Vuoden kuluessa hän työskenteli Udmurtiassa lastenkodissa kasvattajana.

1952: Pääsy kirjallisuuteen. Vuonna 1952 Gennadij Krasilnikov pääsi Gorkovin Kirjallisuuden instituuttiin Moskovassa. Vuoden kuluttua hän meni naimisiin, perheessä syntyi poika. Opiskelu Moskovassa oli mielenkiintoinen ja tuottelias. Hän opiskeli tunnettujen kirjailijoiden kanssa, tapasi kuluisia ihmisiä, mitä auttoi nuorta kirjailijaa ymmärtämään taiteen uusia vaatimuuksia.

Ensimmäisessä kertomuksien kokoelmassa Tavallinen päivä («Огшоры нунал», 1953) kirjoittaja kuvasi tavallisia ihmisiä tavallisissa tilanteissa. Opiskelu vuosina G. Krasilnikov loi Vanha talo («Вуж юрт») novellin, joka tuli diplomityöksi. Novellin perusteena on konflikti päähenkilön Oleksanin ja hänen vanhempien välillä. Vanhemmat halusivat, jotta Oleksan rakasti omaisuutta, omaa vanhaa taloa ja vanhoja perinteitä kuin he itse. Novellissa on synteesissa realismin erilaisiä lajoja: sosialistinen, kriittinen ja myös maaginen.

1957 – 1963: Alnashissa. Vuonna 1957 Krasilnikov päätti Kirjallisuuden instituutin. Hänen ohjaaja suositteli hänelle jäädä jatko-opintoihin, mutta Krasilnikov valitsi kylän elämää ja kirjailijan työtä Alnashissa. Tuolla hän kirjoitti Vanha talo novellin jatkoa – Tyhjä kukka («Толсяська») romaanin. Romaanissa hän jatkoi novellin juonta. Alnashissa työskennelessään Gennadij Krasilnikov julkaisi Jään sinun kanssa («Тонэн кылисько») novellin. Päähenkilö – Aleksej Kurbatov ei voinut päästä instituuttiin ja hänen piti palata omaan kylään. Krasilnikovin nuori päähenkilö löytyi omaa kutsumusta maatyöstä.

1963 vuoden jälkeen: Izhevskissä. Vuonna 1963 kirjailijoiden kokouksessa Krasilnikov valittiin Udmurtian kirjailijoiden liiton puheenjohtajaksi. Vuonna 1964 hänen piti muuttaa Izhevskiin. Pääkaupungissa hän oli varma, että hän voi liikuttaa udmurtin proosan rajoja, mutta julkinen työ otti pois hänen voimaa.

Vuoden alku («Арлэн кутсконэз») romaanissa kuvattiin kaksi lääkäriä, joilla oli erilaisiä elämän filosofiaa. Ensimmäinen on iäkäs päälääkäri Aleksej Sosnov, jolla ensimäisessä sijassa oli potilaan ongelmia (mutta omia periaateita Sosnov ei voi tai ei halua puolustaa). Toinen on nuori ja viisas kirurgi Svetovidov, joka käyttää Sosnovin vastaväittäjöitä omien tavoitteiden saavutuksessa.

Gennadij Krasilnikov koko ajan etsii uutta, mitä erityisesti ilmeni pienissä lajoissa. G. Krasilnikovin viimeinen teos Repaleisia unia («Рваные сны») (venäjän kielellä) arvostelijoiden mielestä on eksistentialismin lähellä.

Paljon mitä kirjailija halusi tehdä hän ei ehtinyt saattaa loppuun sairauden takia. Vuonna 1975 G. Krasilnikov kuoli.

(Ольга Савина)

Gennadi Krasilnikov

Gennadi Dmitrijevitš Krasilnikov (7.7.1928 Udmurtian Alnašin piirin Alnaš – 11.4.1975 Iževsk) oli toisen maailmansodan jälkeisen ajan kenties merkittävin udmurttilainen kirjailija.

Keskikoulun jälkeen Krasilnikov työskenteli paikallislehden ja Sovetskoi Udmurtija sanomalehden toimittajana. Vuosina 1952–1957 hän opiskeli Maksim Gorkin mukaan nimetyssä kirjallisuusinstituutissa Moskovassa, minkä jälkeen hän palasi Alnašiin. Sieltä hän siirtyi muutaman vuoden päästä Iževskiin, koska hänet valittiin Udmurtian kirjailijaliiton puheenjohtajaksi, Venäjän federaation korkeimman neuvoston kansanedustajaksi ja Udmurtian korkeimman neuvoston puheenjohtajaksi. Uudet tärkeät toimet veivät aikaa kirjailijan työltä.

Krasilnikov kuoli valitettavan varhain synnynnäisen sydänvian vuoksi. Hän on ainoa udmurttilainen kirjailija, jolla on virallinen kotimuseo Iževskissä. Museo sijaitsee lähellä kaupungin keskustaa huoneistossa, jossa kirjailija Iževskissä ollessaan asui.

Tuotannossaan Krasilnikov kuvaa maaseudun pienen ihmisen sisäisiä konflikteja. Hänen tärkeimmät teoksensa ovat romaanit Vuž jurt (”Vanha talo”, 1956), Tonen kyĺiśko (”Jään sinun luoksesi”, 1960), Tölśaśka (”Tuulikukka”, 1965) ja Arlen kutskonez (”Vuoden alku”, 1965) sekä novellikokoelma Koškiśez med koškoz (”Joka menee, menköön vain”, 1971). Tekijän itsensä venäjäntäminä niitä julkaistiin Neuvostoliitossa suurina painoksina. Krasilnikov oli udmurttilaisessa kirjallisuudessa harvinainen suurten proosateosten mestari. ”Vuoden alku” on psykologisen ja intellektuaalisen udmurttilaisen romaanin nerokas kokeilu. Itse asiassa se on ”Vanhan talon” jatkoosa.

Krasilnikovin novellikokoelma sisältää useita arvostettuja teoksia. Teokseen Murskautuneet tähdet suomennettu Oksana käsittelee kaipuuta kotiseudulle ja sitä, mihin se voi johtaa. Tässäkin teoksessa Krasilnikov pyrkii pois sosialistisen realismin hyväksytyimmistä kaanoneista: kunnon neuvostokansalaisen pitäisi toki olla kotonaan missä päin tahansa laajaa kotimaataan.

Салминен Эса-Юсси