СлабовидящимСлабовидящим

Митап как новый подход к научному творчеству

21 апреля 2022 г. в рамках L (Юбилейной) Всероссийской итоговой студенческой научной конференции на ИУФФУиЖ была проведена конференция «Новые вызовы молодежной науки». Одной из дискуссионных площадок стал Митап «Трансформация образовательной среды в этностиле», участие в котором приняли студенты 4 курса под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры удмуртской литературы и литератур народов России Любови Петровны Федоровой. Наши студенты 1 курса направления «Журналистика» Марина Орехова и Динара Козлова решили выяснить, что это за новый формат конференции, с какими трудностями столкнулись участники и какие интересные перспективы он открывает.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры удмуртской литературы и литератур народов России Любовь Петровна Фёдорова

– Любовь Петровна, почему Вы решили провести конференцию в виде митапа?

– Я много лет работаю в Удмуртском госуниверситете со студентами, много раз присутствовала на студенческих конференциях. В каком-то смысле это праздник для студента и преподавателей, некоего рода отчет о нашей научной деятельности. В первую очередь, конечно, студента. Но, присутствуя из года в год на этих мероприятиях, я думаю, что современные студенты другие. Другие в том плане, что они очень быстро устают от новой информации. Я сижу на конференциях и наблюдаю. И интересные доклады бывают и проблемные, но после прослушивания двух студентов внимание начинает рассеиваться. Хочется чем-то другим заняться, потому что тематика далекая для многих. Скажем, кто-то исследует диалекты, кто-то исследует военную прозу, кто-то исследует топонимику. И интерес студента пропадает. Тем более не всегда может быть так, что студенты могут живо и интересно донести свой материал. Поэтому, наверное, для современного студента надо искать другие формы проведения конференций. Я поискала формы, нестандартные для нашего института. Надо сказать, что с начала этого года я использую разные варианты проведения встреч студентов на цифровой платформе «Университет-2035». Это хакатон, мастерская и т. д. Поэтому я решила нынче попробовать такую форму как митап (англ. meetup «встреча»). Митинг, митап – это форма проведения встречи заинтересованных лиц. Самое важное на митапе – определить тему. Она должна быть актуальна, она должна быть интересна для участников митапа. В отличие от традиционного формата конференции со множеством тем, митап предполагает одну-две темы. То есть встречаются заинтересованные лица, которые обсуждают одну или две темы. К примеру, в этом году мы взяли такую общую для всех тему: «Трансформация образовательного пространства в учебном заведении».

В нашем случае студенты над этой темой работали целый семестр, начиная с февраля. Работали в микрогруппах. Саша Коптяева делала проект обустройства внутреннего двора второго корпуса Удмуртского университета («"Универ-азбар": зона образования и отдыха»). Группа Володи Елышева представила проект дизайна школьного двора для национальной гимназии им. Кузебая Герда («Школьный двор – территория этнокультурного образования»). Маша Ситникова размышляла над тем, как сказать въезжающим в деревню Пазял Можгинского района, что она носит имя удмуртского батыра («Арт-объекты в ландшафте моей деревни»).

Самое главное на митапе – это обсуждение. Мы послушали три доклада в рамках одного направления. Мы все в одной теме, мы все друг другу интересны и теперь на митапе мы представили самое главное. Потом начинается разговор: что удалось, что заинтересовало, есть ли реальные перспективы реализации, какие сложности… и предложили бы экспертам наше видение решения проблемы. Важные составляющие митапа – неформальная атмосфера, разграничение зон лектория для комфортного обсуждения в кругу заинтересованных лиц и для работы экспертов.

Мы завершили первый этап – это наши идеи. Теперь на митапе мы услышали профильных специалистов и поняли, что в следующий раз должны включить в группу дизайнеров, чтобы они наше филологическое содержание перевели в язык символов. Митап может быть междисциплинарным: в команду, помимо филологов и дизайнеров, могут войти экономисты, чтобы, например, рассчитать, во сколько все это обойдется. В случае с проектом университетского дворика важно, чтобы студенты хотя бы посмотрели, что двор может и должен быть красивым, для отдыха и обучения. Мы должны обозначить чисто внешне, что мы Удмуртский госуниверситет, чтобы наши студенты, которые приехали с других областей и республик, понимали, что они обучаются в национальном университете хотя бы через этот удмуртский дворик. Может быть, они не изучают удмуртскую культуру, но после того, как вышли во двор, поняли бы. Это было главной задачей митапа.

– Какие преимущества и недостатки Вы выявили после проведения митапа?

– Конечно, преимущества есть. Это беседа, разговор заинтересованных студентов, то есть они слушают больше, так как это их проекты. Появляются какие-то вопросы, замечания. Они более восприимчивы. На конференциях, конечно, тоже есть вопросы и ответы, но не всегда это вызывает интерес у аудитории. В формате митапа студент работает в течение семестра, он уже этим проектом живет, и это его видение будущего.

Из сложностей митапа, наверное, можно отметить то, что мероприятие это междисциплинарное и нужно заранее приглашать специалистов, работающих в смежных и других областях, например, дизайнеров, IT-специалистов. Удмуртский двор, удмуртская гимназия, удмуртская деревня: как сделать пространство интересным? Мы филологи и видим эти объекты с точки зрения филологов, а важно еще видение дизайнеров. Вот теперь мы прекрасно поняли вместе со студентами, что наше филологическое наполнение очень богатое и интересное. Но мы также поняли, что нам не хватает дизайнерских компетенций. Поэтому я пригласила как эксперта этого митапа профессора, зав. кафедрой дизайна Константина Сергеевича Ившина, чтобы он оценил наши проекты с профессиональной точки зрения. Таким образом, проблемы, которые выявляются при проведении митапа, должны решаться. Кроме того, хотелось бы пожелать организаторам студенческой конференции проводить митап не после работы основных секций, а параллельно с ними, во избежание общей усталости после напряженного секционного заседания.

– Сложно ли было организовать митап и столкнулись ли с какими-либо трудностями?

– Наверное, тут сразу два аспекта. С одной стороны, мне было легко, потому что эти проекты были результатами нашего учебного курса «Педагогические технологии и педагогическое проектирование». Однако, если предлагаются темы не в рамках учебного курса, то организаторам митапа необходимо провести большую работу по планированию и подготовке: какие темы будут интересны для студентов, кто будет участвовать в разработке проекта, кто будет выступать. В нашем случае подготовка стала проводиться уже с начала учебного года.

– Можно ли сказать, что этностиль, привнесенный в образование, поможет развитию культур национальностей России?

– Я думаю, да, потому что, как я сказала выше, что любой двор можно преобразовать. Придать ему эстетический вид с элементами этностиля. В нашем университете несколько двориков, и не все они привлекательны внешне. Но можно поставить задачу: создать зону комфорта в стиле разных культур – славянской, удмуртской или любой другой, куда студент на перемене или после учебы может выйти, и у него сразу возникнет вопрос: «Это что такое? Почему так обустроили?». Это уже мотивирует студента к знакомству с новой культурой. У него возникает интерес. И во время прогулки с помощью своего гаджета он может познакомиться, например, с удмуртской песней или услышать рассказ художника о своей картине. Так он попадает в мир, который обогащает его. Это не аудиторные занятия, на которых его заставляют что-то учить. Тут он попадает в другую среду, эстетическую, культурную и комфортную. Полежал на травке, посидел на скамейке и заодно узнал какую-то новую информацию. Отсюда может возникнуть и научный интерес. Таким образом, мы вводим атмосферу национальной культуры и мотивируем. И все это так, между прочим, во время отдыха на перемене.

Орехова Марина, кафедра журналистики

студент 4 курса института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Елышев Владимир

– Владимир, ты участвовал в студенческой конференции в качестве члена жюри и выступал с докладом на пленарном заседании. Можешь ли рассказать нам о главных отличиях студенческой конференции от митапа?

– На митапе царит неформальная обстановка и мероприятие более узко направлено. Тут есть возможность детального обсуждения проблемы, дается больше времени на выступление. Мы говорили не о научной проблематике, а о более прикладной, проектной и образовательной в том числе. Кроме того, в отличие от студенческой научной конференции на митапе есть возможность выступить всем коллективом и поддержать друг друга.

– Расскажи о своих впечатлениях от митапа.

– В целом, мне понравилось. Нужно больше проводить такие мероприятия, чтобы студенты обменивались опытом.

– Расскажи о своем проекте.

– Мы с командой проектировали школьный двор, в него включалась литературная скамейка, памятник Крезю – национальному музыкальному инструменту и LED экран. Скамейка посвящена творчеству Кузебая Герда. На ней есть QR-коды, если перейти по ним, открываются книги на сайте Национальной библиотеки Удмуртской Республики, их может почитать любой желающий. К тому же есть QR-код с фильмом о Кузебае Герде.

– Имеют ли шанс на реализацию идеи, которые легли в основу вашего проекта?

– Я думаю, что да. Родители приходят за детьми, им негде сидеть, а на литературной скамейке в школьном дворе можно провести время с пользой и узнать больше об Удмуртии.

– Легко ли научиться митапу?

– На самом деле это оказалось не сложно. Интерес к проекту у студентов есть, так как всех объединяет общая идея и в целом атмосфера на митапе дружелюбная.

– Митап – это только для активных и творческих ребят?

– Нет, это мероприятие для всех, у каждого студента есть свои идеи, которые он может обсудить с командой и воплотить проект в жизнь. Также плюс в том, что тема актуальна для всех и все желающие могут принять участие в митапе.

Козлова Динара, кафедра журналистики